«РУССКИЙ КРЕСТ»: глубинная психотерапия русской души
Фильм-притча на поэму Николая Мельникова в широком кинопрокате …
До Радоницы, после непростых, но живительных больничных будней, решил погостить у родных Ростове и Новочеркасске. Безсмысленное проведение досуга не в моих привычках, а тут еще появился достойный повод, в связи с которым посетил кинотеатр. Вытащил и маму на просмотр. Отец, увы, не любитель большого кинополотна, хотя в этот раз, пожалуй, стоило изменить эту точку зрения. Драматический театр в Краснодаре уже в новом, ранее неведомом формате, освоен. Пришло время обратить внимание на кинематограф. В мои школьные годы на стыке 1990-х – 2000-х на этом месте у центральной площади города стоял кинотеатр «Комсомолец». Ходили сюда не раз еще детворой. Теперь справедливо восстановлено дореволюционное название нашей «синемы» – «Патэ». Первый раз за долгие десятилетия посещение уже обновленного места и сразу на явно нестандартный, крайне редкий и чрезвычайно необходимый в наши дни кинопродукт на широком экране. О несении креста каждым из нас не раз размышлял в своем достаточно длительном заточении. Одно из размышлений читатель найдет в заметке «Каждый несет свой крест в одиночку…». Фильм Эдуарда Боякова «Русский крест» прозвучал в унисон со многими мыслями, рожденными там, в застенках. Он вышел в широкий прокат в день Светлого Христова Воскресения, 16 апреля. Режиссер – художественный руководитель московского Нового Театра, основатель фестивалей «Золотая Маска», «Традиция», создатель театров «Практика», «Политеатр», художественный руководитель МХАТ им. Горького (2018 – 2021 годы). Снят по одноименной поэме Николая Мельникова с Михаилом Пореченковым в главной роли («Ликвидация», «Белая гвардия», «Небесный суд», «Поддубный»). Среди исполнителей ключевых ролей Полина Чернышова («Тихий Дон», «Доктор Рихтер», «Легенда о Коловрате», «Красный призрак») и Юрий Кузнецов («Холодное лето 1953-го», «Улицы разбитых фонарей», «Остров»).
Главным делом русского поэта Мельникова, безусловно, стала поэма «Русский крест», по мотивам которой, с дословной озвучкой актрисой Полиной Чернышевой, запущен вышедший только что в прокат фильм. Фрагменты поэмы мне присылали записанными от руки в момент моего длительного пребывания в камере-одиночке СИЗО. Некая неизвестная ранее женщина приоткрыла мне окошко в мир раздумий и тревог глубоко верующего и сочувствующего всему происходящему вокруг, тонко ощущающего смысл бытия человека. Закончивший параллельно актерское и режиссерское отделения ГИТИСа Николай Мельников мечтал снять фильм, «яркий и трагический», по своей поэме. Вся она и есть хорошо отрежиссированный подъем русской деревни. Русского человека. Русского народа. Это история о покаянии и духовном возрождении простого человека, Ивана Ростка, достигшего предела в своем падении. Главный герой обретает веру после явления ему святого Георгия и ставит перед собой задачу – восстановить разрушенный в советское время деревенский храм.
Встав на путь крестный, так же, как и герой своего произведения, его автор был найден бездыханным. В месте гибели записан город Козельск Калужской области. Снова Оптина пустынь и ее окрестности стали голгофскими, что случалось уже неоднократно в наши дни. Здесь был убит написавший «Покаянный канон» и множество животворящих строк о крестной силе и воскресении России иеромонах Василий (Росляков). Спустя 10 лет после ритуального убийства сатанистом его и собратий – иноков Трофима (Татарникова) и Ферапонта (Пушкарева) в Оптину пустынь в 2003 году кто-то привез самиздатовский экземпляр поэмы «Русский крест».
Схиигумен (ныне схиархимандрит) Илий (Ноздрин), прочитав произведение, увидел в нем всю боль русского человека, правду, сказанную жестко и без издевочной жалости, Истину, способную заблудших возвести на голгофский крест. Старец сожалел о том, что такое честное и прямое слово не находит широкого читателя. Тогда же в Оптиной пустыни опубликовали ее тиражом 10 000 экземпляров. Так заочно, можно сказать, поэт уже вышел на проповедь покаяния и проповедовал три с половиной года. Так за монастырскими стенами крепла его душа. Разумеется, уже тянулась к монашеству. Перед смертью Николай уже жил в Оптиной пустыни полгода…
Слово Николая Мельникова слишком правдиво, чтобы не быть услышанным. Пусть не мироправителями века сего, но – Богом. И от этого уже – надежда. Евангельская глубина образов впускает в русскую беспросветность Свет Того, Кто во сне Ивана из поэмы «Русский крест» «лучами, как мечами, бил по страшному врагу». И уже не страшно! В стихах и песнях Николая Мельникова воскресает его душа и все так же не дает унывать! Вся жизнь поэта – гимн Богу, прославляемому в русском человеке. Откуда в этой уничтожаемой русской деревне, в этом угнетенном и унижаемом русском народе такая мощь и смелость слова, чистого и простого? От Бога. Талант Николая Мельникова – одно из доказательств Бога Слова, Христа, неизбывного в русской душе. Так глубоко верно оценивает его труды православный публицист Ольга Орлова в своей работе «Русский Крест и русская Пасха Николая Мельникова».
В творчестве одного из немногих настоящих русских поэтов, наших современников мощь и простор всей Руси, сегодняшней и 1000-летней, – той, что до небес поднялась за Христом. В его стихах такая сила жизни – покаяние, пробуждение, жажда смысла. Это набат на всю Россию. Русские люди, проснитесь! Поэма «Русский Крест» – попытка пробудить в очередной раз заплутавший народ наш.
Над остывшею землёю
Плыл предутренний туман,
Тихо брёл тропой лесною
Изменившийся Иван.
Старцем мудрым потрясённый,
К жизни новой стал готов,
Словно заново рождённый
Человек – Иван Ростов.
Непонятной, чудной силой
Изгнан был с души дурман.
Не во сне ль всё это было?
– Не во сне, – шептал Иван.
Словом праведным согретый,
Ощутил он Божий страх,
И впервые в жизни этой
Шёл с молитвой на устах.
Пусть нескладно, неумело
Смог её произнести,
Но наверх уже летела
Просьба: «Господи, прости!»
Стыд, раскаянье, тревога
И надежда жить опять…
Боже правый… Как же много
Можно сразу испытать!
Лесом, садом, огородом,
Не взглянув по сторонам,
В темноте, перед восходом
Он вошёл в свой сельский храм.
Он вошёл – и ужаснулся:
Груды хлама, гниль, развал…
Оступился, поскользнулся
И… с размаху в хлам упал.
И о ржавый гвоздь-двухсотку
Пол-лица избороздил,
Кровь течет по подбородку.
Боль и стыд. И нету сил.
Дождь за стенами закапал,
Зашумел, дохнул грозой,
А Иван сидел и плакал,
И смывалась кровь слезой.
Фрагмент из поэмы. Тот самый момент покаяния главного героя. Он же отражен во фрагменте из фильма, который только один единственный, переломный в жизни главного героя, решил записать и поставить сюда. См. видео по ссылке.
Скупое резюме на «Кинопоиске» мало что описывает: «Простой человек Иван Росток, достигнув предела в своем падении, кается и духовно возрождается. Он обретает веру после явления ему святого Георгия и ставит перед собой задачу – восстановить разрушенный в советское время деревенский храм.». Читать здесь.
Развернутое и сердцем прочувствованное размышление после премьерного просмотра фильма нашел у, не первый, и не десятый год достаточно близко знакомого главного редактора «Русской народной линии» Анатолия Дмитриевича Степанова. Возьму выборочно. Доверяю этой точке зрения как своей. Слова отточены, словно скальпель хирурга:
«В поэме “Русский крест”, как и в фильмах Алексея Балабанова “Брат” и “Брат-2” показаны настоящие русские герои 90-х и отчасти нулевых годов – времени упадка, которое больно ударило по национальному самосознанию…
…Поэма безвременно ушедшего из жизни (прожил всего 40 лет!) Николая Мельникова “Русский крест” – произведение того же уровня, не менее эпическое, хотя и другого жанра. В ней показан путь возрождения и преображения русского народа через судьбу спившегося крестьянина Ивана Ростка. Его посещает Господь через сонное видение, затем он встречается со старцем Федосеем. И он преображается в Ивана Ростова, показывая путь преображения русского народа.
Примечательно, что в поэме Мельникова, как в настоящем Евангельском фильме, нет так называемого хэппи-энда (в отличие, кстати, от фильма “Брат”) – главный герой заканчивает по-человечески трагически, его убивают, но через его подвижническую жизнь и жертвенную смерть возрождается народ. Население деревни “Петровский скит” становится Народом. К сожалению, поэма Николая Мельникова до сих пор не получила должной оценки, хотя “Русский крест” должен, по сути, быть в учебниках нашей школы, как образец высокой русской литературы нашего времени…
…Режиссёр нашёл очень удачное решение чтения авторского текста, которого в поэме очень много, большей частью поэма и состоит из авторского текста, лишь отчасти – из реплик главного героя и иных персонажей фильма. Текст автора читает незримо присутствующий во всех сценах фильмах ангел-хранитель Ивана, который скорбит, видя его падение, и радуется его преображению и воскрешению. Эта удачная находка режиссёра дополняется прекрасной работой актрисы Полины Чернышовой, которая и исполнила роль Ангела и которая очень хорошо читала текст поэмы Николая Мельникова.
Весьма убедительным в роли Ивана Ростка оказался актёр Михаил Пореченков. Мы его знаем, как актёра, игравшего по большей части роли в фильмах детективного характера, боевиках, и уже привыкли к Пореченкову актёру брутального, а не психологического плана. Поэтому для меня было радостным открытием увидеть, как Михаил очень убедительно сыграл преображение опустившегося пьяницы Ивана Ростка в духовного вождя Иоанна Ростова, поднимающего народ из небытия к бытию. Впечатляет и образ старца Федосея в исполнении мэтра нашего кинематографа Юрия Кузнецова, который, кстати прекрасно сыграл небольшую, но запоминающуюся роль Немца в фильме “Брат”.
Словом, в целом фильм “Русский крест” получился по-настоящему эпическим произведением, как и поэма. Такие фильмы сегодня очень нужны. Поэтому я советую всем посмотреть фильм Эдуарда Боякова. Дай Бог, чтобы он послужил и делу популяризации поэмы Николая Мельникова…». Читать полностью.
В одном из своих интервью актриса Полина Чернышова, сыгравшая роль сопровождающего весь фильм Ангела, читающего поэму в оригинале, в стихотворной форме, так описала и съемочный процесс, и саму картину: «Сложно ли было? Во-первых, было прекрасно, потому что актеры, как мне кажется, сегодня очень скучают по поэтическому материалу и вообще по чему-то живописному. И в каком-то смысле эта поэма Николая Мельникова как песня. Это как река такая течет, так и слова в поэме текут. Читать вслух – одно удовольствие, я когда получила материал еще для проб, я тоже для кота своего читала дома, и у меня и слезы текли, и смеялась где-то, и такое наслаждение, потому что эта поэма, мне кажется – она про всех нас. Несмотря на то, что она достаточно темная, в том плане, что это история несчастного человека, который всё потерял, он инвалид, у него нет семьи, но! Тем не менее, в этой поэме столько света, и опять же, несмотря на такое предубеждение: “Это кино поэтическое, оно, наверное, не для всех, как это будут люди смотреть?” В общем, это все снято каким-то очень легким почерком что ли…». Читать полностью.
Безусловно, наиболее трудно пришлось исполнителю главной роли в фильме. Размышляя на премьерном показе «Русского креста» 28 марта в Москве о Михаиле Пореченкове, режиссер Бояков отмечал, что у него «есть внутренний опыт». «Такую роль сыграть невозможно, не понимая, о чем идет речь. Михаил провел не одну ночь в Оптиной пустыни, у него есть связи с русскими монастырями, духовниками. Этот опыт необходим для того, чтобы сказать что-то на эту тему. Тема фильма “Русский крест” – очень опасная, это радиация, территория, где легко скатиться в высокомерное мессианство. Михаил шел от себя. Я наблюдал, как Михаил готовится, настраивается, концентрируется. Он большой профессионал», – поделился Эдуард Бояков с присутствующими.
«Моя роль и простая, и сложная одновременно. В Иване Ростке, на первый взгляд, мало героического. В то же время, его история – история простого человека, прозревшего путь к духовному возрождению и сумевшего повести за собой людей, “собрать народ в Народ”. Это история “подвига” в том смысле, который заложен в слово “подвижничество”. Уверен, что кинорассказ о жизни Ивана Ростка найдет живой отклик в душах людей… … … Я должен был это сделать, и мне это было позволено. Это вопрос внутреннего странствия и движения к создателю. Я оставлю это при себе, это мой путь, моя история, это один из моих больших шагов к Небесному Иерусалиму. И я благодарен Эдуарду Боякову, что он увидел того человека, который может это сделать. Носить крест в картине было легко, в жизни – тяжело, но это надо делать», – уточнил на премьерном показе свое отношение к фильму и поэме сам Михаил Пореченков.
Благословение на создание фильма его авторы получили у схиархимандрита Илия (Ноздрина), чьим духовным чадом был поэт Николай Мельников (1966 – 2006). Краткое сообщение в «Литературной газете» за 2006 год: «24 мая на 41-м году жизни скоропостижно скончался русский поэт, член Союза писателей России, лауреат литературной премии имени А. Фатьянова Николай Алексеевич МЕЛЬНИКОВ. Человек чрезвычайно одарённый: режиссёр, актёр, художник, главным делом своей теперь уже очень короткой жизни он считал поэзию. Всё его творчество, так или иначе, было связано с жизнью родной Брянщины, трагедией русского села. Широко известно его стихотворение «Поставьте памятник деревне…», ставшее замечательной песней, и поэма «Русский крест». Согласно завещанию, Николай Мельников был похоронен на погосте родного села». Три последних месяца своей жизни Николай Мельников жил почти безвыездно в Козельске, что рядом с Оптиной пустынью. Уже писал сценарий для «Русского креста» и должен был сыграть главную роль. Да и кто бы сыграл ее лучше него! Скольким бы людям затронул душу этот фильм, выпущенный в те наиболее лизин, что называется, на сломе эпохи годы. Уже шли успешные переговоры о возможном финансировании… Но 24 мая 2006 года Николай был найден убитым, сидящим на остановке автобуса в Козельске. Официальная причина смерти – сердечная недостаточность. Скорее всего, мы уже никогда не узнаем, что произошло. К тому времени он уже задумывался о монашестве…
На премьерном показе фильма «Русский крест» в столице малой Родины поэта, городе Брянске, помимо официальных должностных лиц и режиссера кинокартины Эдуарда Боякова (на фото ниже) присутствовала и родная сестра Николая Мельникова. Ее небольшой комментарий записали журналисты ГТРК «Брянск» и выпустили в видеосюжете, который предлагаю вниманию читателей.
Прочитавшие поэму впервые, сразу хотят узнать что-нибудь об авторе и о других его работах. И открывают для себя целый мир родной русской души, с болью переживающей за наше многострадальное Отечество. На малой Родине Николая Мельникова, в селе Лысые Брянской области восстанавливается Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, описанный в поэме. Подробнее об этом можно узнать на официальном сайте Николая Мельникова.
Друзья, обязательно посетите кинотеатр в вашем населенном пункте или поблизости, где сейчас идет в прокате «Русский крест»! По мнению первых зрителей фильма, эта история Голгофы и Воскресения простого русского человека оставляет надежду и несет Свет мятущейся душе, и в наши дни не находящей ответов на многие вопросы в современных порой весьма мрачных реалиях душе. Прикоснитесь и вы к этому Свету, приобщите к нему своих близких. Духовный иммунитет сегодня каждому из нас жизненно необходим.
Большой экран, широкий формат, полный метр – это не домашние посиделки. Это именно то редкостное кинополотно, которое стоит посмотреть именно в таком формате. Только так. Это по-настоящему в глубину. Сакральный взгляд в глубину каждого из нас, коли уж зовемся русскими и таковыми себя считаем. И внимательное, с погружением вглубь себя поэзии Николая Мельникова, есть ни что иное как максимально эффективная психотерапия русской души. Преодоление горького «наследия» 1990-х – это именно то, на что сориентирована современная Россия. И это именно то, чем стоит заняться каждому из нас.
При подготовке материала использованы статьи издания «Покров» и «Русской народной линии».
Николай Владимирович Каклюгин, врач-психотерапевт, кандидат медицинских наук, председатель регионального отделения Общероссийской общественной организации «Матери против наркотиков» в Краснодарском крае, руководитель проекта «Попечение»
Впервые опубликовано на личной странице автора в ВК
В ВК-группе «Попечение»
Версия для Telegram
Версия для соцсети «Одноклассники»
Тэги: брянск, михаилпореченков, николаймельников, оптинапустынь, русскаяголгофа, русскийкрест, эдуардбояков