Восхождение к Любви и Верности
Психологическая интерпретация сути Праздника 8 июля и его основных фигур …
О святых благоверных князьях Петре и Февронии замолвим слово. 2024 год в России объявлен Годом семьи. И день, в который мы сегодня вспоминаем удивительных людей, супругов, в этом смысле САМЫЙ особенный в этом году. Потому что именно семья и вера – это основа основ нашей жизни, всего самого дорогого, святого, истинного, ценного. Очаг любви и уверенности в том, что нас примут и поймут, и помогут, и простят. Укреплению этого очага и желанию создать его тем, кто этого ещё не успел сделать и посвящается сей день.
В отличие от глубоко коммерческого 14 февраля [дня выдуманного язычниками, некоего «святого Валентина»], Всероссийский День семьи, любви и верности – напоминание о значении, которое издревле имела семья для русского человека. Институт семьи стремительно терял былую ценность в условиях XXI века, пока мы не поняли, что вместе с традиционной многодетной семьей можем потерять страну. Нас побеждает сумевший сохранить свои традиции ислам. С распадом института семьи распадается и институт государства, оно становится неспособно ответить внешней экспансии чужеродных иноверцев.
«Тайна зарождения любви – внезапное прозрение в другом человеке красоты невыразимой, неповторимой, неисчерпаемой. Это прозрение всегда истинно: ведь в каждом сокрыт образ всесовершенной красоты Божией. Каждый человек, увиденный глазами любви, представляет собой чудо – живую икону Всевышнего», – так живописно передает чудесный акт любви ныне ушедший на покой архиерей Русской Православной Церкви, митрополит Омский и Таврический Владимир (2011 – 2023).
Об этом замечательном описании справедливо вспомнить именно сейчас. Всероссийский День семьи, любви и верности, который мы ежегодно празднуем 8 июля и который приурочен к празднованию памяти Давида, в иночестве Петра, и святой благоверной княгини Евфросинии, в иночестве Февронии, Муромских чудотворцев (1228). На самом деле до монашеского пострига их звали именно так. Однако мнения до сих пор разнятся и оставим всё же непривычную всем нам версию, которой придерживается ряд историков. Суть в любом случае не в этом.
Эта удивляющая и поныне своей историей любви супружеская пара прошла испытание нарушенным обещанием, болезнью, искушения властью и богатством. Давид и Евфросинья не были святыми от рождения, они, как и любой из нас, совершали ошибки, в которых потом горько раскаивались. Однако всё преодолели, став в христианском супружестве чище и лучше, преобразившись в венчанном браке до святости и чудотворства.
Давид был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить дочь пчеловода благочестивая дева Евфросинья, крестьянка деревни Ласковой Рязанской губернии. Он послал в ту деревню своих людей. Когда князь увидел ее, то так полюбил за явленное благочестие, мудрость и доброту, что дал обет жениться на ней после исцеления. Евфросинья смогла сделать это и он взял ее в жены. Но не сразу – сначала отказался и снова заболел. Семья пронесла любовь друг к другу через все испытания. Гордые бояре не захотели иметь княгиню из низшего сословия и потребовали, чтобы князь отпустил ее. Тот отказался и тогда супругов изгнали из богатого города, а его лишили правления. Они на лодке отплыли по Оке от родных берегов. Княгиня поддерживала и утешала своего благоверного супруга. Однако вскоре Муром постиг гнев Божий, после чего народ потребовал, чтобы супруги вернулись, и князь взял в свои крепкие руки правление, что и было сделано. Скончались они в один день и час 25 июня 1228 года, приняв перед этим монашеский постриг с именами Петр и Феврония. Мужа и жену, искренно полюбивших друг друга, воспитавших достойных детей, одновременно принявших монашеский постриг и умерших в один день, не смогла разлучить даже смерть. Захороненные в разных гробницах, они вдруг оказывались в одном гробу. Они для нас – эталон христианского супружества, к которому все мы должны стремиться и пытаться хотя бы в малом повторять их духовный опыт. Летописи говорят минимум о трёх детях: Юрии, ставшим преемником Петра, Святославе и Евдокии.
Исторические подробности Праздника и почитаемых как его символы святых достаточно емко описаны здесь. Быль о святых благоверных Петре и Февронии отражена в замечательном видео.
При этом нам важно понимать, что каждый из них по отдельности изначально не был безгрешным праведником. Но, соединившись в Таинстве брака в одно целое, они обрели потерянную многими сегодня в бытовой и житейской суете сует святость.
Читая первые части «Повести о Петре и Февронии Муромских» *, мы можем увидеть, как автор на примере своих героев показывает, какой духовный путь необходимо пройти каждому, прежде чем связать себя узами брака. Последняя фраза – венец главе: по заповедям Божиим зажили супруги и во всяческом благочестии.
🔔 В чем заключается загадка Февронии? Кто такая Феврония?
Феврония – дочь древолаза, добывающего с древа мед диких пчел, из деревни Ласково. Главной героиней «Повести о Петре и Февронии Муромских» Ермолая-Еразма несомненно является Феврония, так как основная часть повествования посвящена описанию именно ее деяний, однако повесть названа по именами обоих супругов, и на первом месте стоит имя мужа. Таким образом, автор дает понять, что несмотря на избранность Февронии, главной темой произведения является все-таки не отдельный женский образ, а именно семейные отношения героев.
🔔 Впервые мы знакомимся с Февронией, когда гонец ищет лекаря для князя Петра и видим её глазами княжеского слуги. Феврония необыкновенная девушка, она наделена особым даром премудрости. Феврония разговаривает загадками, смысл которых становится понятен только по прошествии времени.
Князь Пётр ей суженый, имеет качества настоящего мужского характера – мужество и добросердечие. Мы видим, что Феврония духовно под стать своему будущему супругу, они предназначены Господом друг для друга.
🔔 Два героя движутся навстречу друг другу: князь Петр – движимый недугом; Феврония — духовно провидя будущее.
Истинной причиной встречи Петра и Февронии становится духовная болезнь героя, избавиться от которой можно только в союзе с «блаженной» Февронией.
🔔 Князь духовно слеп, он не чувствует судьбоносности во встрече со странной девицей. Петр хитрит и, чтобы не свататься, задает ей неразрешимую загадку: просит из одного льняного стебля напрясть ткани и сшить ему одежду. Другая бы девица на её месте разгневалась: князь пытается уклониться от своего обещания – жениться после исцеления. Это вместо благодарности…
🔔 Однако Феврония показывает, каким образом мудрая женщина должна реагировать на подобное. Она соглашается и передает князю через слугу обрубок полена, чтобы он сделал для нее ткацкий станок, на котором она могла справиться со своей задачей. Петр восклицает, что это невозможно, и Феврония спрашивает: «А возможно ли сшить одежду для взрослого мужчины из одного стебля льна?»
Будущая супруга князя ведет себя так, как подобает христианке, она не устраивает скандала, она мягко указывает князю на невыполнимость его просьбы, и делает это так, что слово «невозможно» произносит сам Петр.
🔔 Так и должна поступать мудрая жена – она не будет открыто перечить мужу, и если ей дано больше мудрости, она должна сделать так, чтобы муж сам осознал собственную ошибку. Так в повести преподается один из уроков семейной жизни, одна из заповедей семейной гармонии.
🔔 В христианском браке не только жена должна уметь быть покорной воле мужа, но и муж обязан любить жену и быть готовым на любые жертвы ради нее. Но князь не желает идти по указанной Богом тропе и сопротивляется условию Февронии, а лишь хочет прислать ей дары вместо исполнения обещания. Поэтому физическая болезнь Петра возвращается. Противясь божественному предназначению, он обнаруживает свой духовный недуг – княжеское высокомерие.
🔔 Феврония несомненно понимает, что пока не излечится его душа, нельзя вылечивать тело князя. Во второй раз Петр наконец смиряет свою гордыню и возвращается к Февронии. И если прежде князь просто пообещал жениться на ней, не чувствуя Божественной воли, то на сей раз «дасть ей с твердостию слово». И получив исцеление тела и души, «поят ю жену себе», – замечает автор. Свершился промысл о них.
Вот так, не послал бы Господь в качестве испытания князю болезнь, не нашел бы тот себе супруги в лице дочери древолаза…
Подготовлено с использованием материалов ВК-группы храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы Самарской епархии.
По традиции, к святым благоверным князю Петру и княгине Февронии молитвенно обращаются с просьбами о помощи в создании хорошей семьи, о счастье супружества и родительства, об укреплении брака, о преодолении кризисов в семейной жизни, о сохранении семьи от измен и разводов, также об избавлении от самых безнадежных недугов, от бесплодия, в помощи всем страждущим, об обретении силы духа, мужественности и храбрости.
По молитвам святых благоверных князей Муромских Петра и Февронии пусть в ваших семьях царят покой и уют, мир и гармония, истинные Совет да Любовь, пусть детки радуют и младыми, и взрослея, да здоровы будут. Пусть дождутся наконец семьи своих воинов и вместе встретят один на всех долгожданный и окончательный День Победы над мировым злом фашизма и лютой ненависти ко всему роду русскому, славянскому!
Песня «Святая Любовь» о научающей нас высшим законам бытия истории князей Петра и Февронии в дар всем искренно любящим, верным и ждущим возвращения любимых и родных с фронта домой сердцам.
* «Повесть о Петре и Февронии» – памятник древнерусской литературы, в котором повествуется о жизни святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских. Автором повести является известный писатель середины XVI века священник Ермолай (в монашестве Еразм).
После причисления Петра и Февронии к лику святых на Московском церковном соборе 1547 года Ермолаю было поручено написать житие новых муромских чудотворцев. В качестве источника автор опирался на устные народные предания, что усилило в «Повести» сказовый элемент и сделало её совершенно не похожей на произведения житийной литературы того времени.
Сюжет повести стал одним из самых популярных на Руси. Текст произведения распространялся в огромном количестве списков. До наших дней их дошло более трёхсот.
Святые благоверные княже Петре и Феврония, молите Бога о нас! С праздником, друзья, с Днем Семьи, Любви и Верности!!!
Николай Владимирович Каклюгин, врач-психотерапевт, кандидат медицинских наук, руководитель проекта «Попечение», администратор Telegram-канала «Помощь нашей армии», член Координационного (Наблюдательного) совета Ассоциации патриотических сил юга России
Републикация на «Русской народной линии»
В ВК-группе «РНЛ»
Тэги: 8июля, годсемьи2024, деньсемьилюбвииверности, любовьпревышевсего, муромскиесвятые, петрифеврония