Главная / Новости / «Третьему Риму» быть?

«Третьему Риму» быть?

20.07.2022

Путевые заметки проездом по современной Москве …

Казалось бы, мегаполис мегаполисов, Вавилон со смешением религий и рас и мигрантский «Массквабад», муравейник и постоянная изнуряющая суета всех и вся, заставляющая ежедневно всю эту биомассу крутиться как белка в колесе без конца и без начала, без устали.

В недавнем очерке упоминал и знаменитую версию псковского монаха Филофея, почитаемого как старца, согласно которой Московия, то бишь Москва, есть Третий Рим. В первые десятилетия XVI века он написал, как минимум, одно письмо в 1523–1524 гг. великокняжескому дьяку, содержащее упоминание о такой версии «третьего Рима». В большинстве сохранившихся копий этот ключевой фрагмент звучит так (в дословном переводе на современный русский язык): «Так знай, христолюбец и боголюбец, что все христианские царства пришли к концу и сошлись в едином царстве нашего государя, согласно пророческим книгам, это и есть римское царство: ибо два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не бывать». Не будем долго размышлять над исторической правдой того и нашего нынешнего времени, а просто оглянемся сегодня, здесь и сейчас, по сторонам. Я сделал это в Пасхальную ночь, которую провел в самом сердце столицы, поделившись впечатлениями в статье с неслучайно избранной для заголовка фразой-цитатой из проповеди нашего современника, священника-ортодокса, протоиерея Александра Шаргунова: «Помните всегда о терновом венце Христа…». Дикий контраст квинтэссенции блуда у одних и искреннего желания покаяния и очищения у других в нескольких квадратных километрах.

В своих «Зимних заметках о летних впечатлениях» (зима 1862 – 1863 гг.) Федор Михайлович Достоевский по итогам первого своего заграничного путешествия в две самые развитые на тот момент европейские столицы, Париж и Лондон, через полгода тщательно описал некое их сравнение между собой. По истечении более чем полутора веков можно смело сравнивать и все более падающую в пропасть того же Ваала (так названа глава V этого одной из самых ранних произведений, редких в его багаже циклов документалистики-аналитики) столицу нашей Родины с уже почти догнивающим, смрадным и срамным по всем фронтам Лондоном. Куда, кстати, помимо Израиля, так упорно стремится после начала проведения СВО на Украине вся русофобская тусовка. Что же их так тянет туда и что так нравилось в отрыгнувшей их совсем недавно России? Все уже давно пояснил наш, русский апостол нравственной прозы, писатель «золотого века» великорусского пера Достоевский. Цитата пусть длинна, но каждое слово пласт за пластом вскрывает всю гниль того мира, что проглотила, к сожалению, не подавившись, современная Москва. Важно осмыслить ситуацию дня сегодняшнего именно через призму оценочного суждения великого русского столпа нравственности: «В Лондоне хоть и так же, но зато какие широкие, подавляющие картины! Даже наружно какая разница с Парижем [читай – Москвой]. Этот день и ночь суетящийся и необъятный, как море, город, визг и вой машин, эти чугунки, проложенные поверх домов (а вскоре и под домами), эта смелость предприимчивости, этот кажущийся беспорядок, который в сущности есть буржуазный порядок в высочайшей степени, эта отравленная Темза… /…/ …Сити с своими миллионами и всемирной торговлей, кристальный дворец, всемирная выставка… Да, выставка поразительна. Вы чувствуете страшную силу, которая соединила тут всех этих бесчисленных людей, пришедших со всего мира, в едино стадо; вы сознаете исполинскую мысль; вы чувствуете, что тут что-то уже достигнуто, что тут победа, торжество. Вы даже как будто начинаете бояться чего-то. Как бы вы ни были независимы, но вам отчего-то становится страшно. Уж не это ли, в самом деле, достигнутый идеал? – думаете вы; – не конец ли тут? не это ли уж, и в самом деле, “едино стадо”. Не придется ли принять это, и в самом деле, за полную правду и занеметь окончательно? Все это так торжественно, победно и гордо, что вам начинает дух теснить. Вы смотрите на эти сотни тысяч, на эти миллионы людей, покорно текущих сюда со всего земного шара, – людей, пришедших с одною мыслью, тихо, упорно и молча толпящихся в этом колоссальном дворце, и вы чувствуете, что тут что-то окончательное совершилось, совершилось и закончилось. Это какая-то библейская картина, что-то о Вавилоне, какое-то пророчество из Апокалипсиса, в очию совершающееся. Вы чувствуете, что много надо вековечного духовного отпора и отрицания, чтоб не поддаться, не подчиниться впечатлению, не поклониться факту и не обоготворить Ваала, то есть не принять существующего за свой идеал…» И далее еще большее приближение автора к тому, что мы с ужасом наблюдаем через 150 лет уже на примере Москвы, не Лондона: «Говорили мне, например, что ночью по субботам полмиллиона работников и работниц, с их детьми, разливаются как море по всему городу, наиболее группируясь в иных кварталах, и всю ночь до пяти часов празднуют шабаш, то есть наедаются и напиваются, как скоты, за всю неделю. Все это несет свои еженедельные экономии, все наработанное тяжким трудом и проклятием. В мясных и съестных лавках толстейшими пучками горит газ, ярко освещая улицы. Точно бал устраивается для этих белых негров. Народ толпится в отворенных тавернах и в улицах. Тут же едят и пьют. Пивные лавки разубраны, как дворцы. Все пьяно, но без веселья, а мрачно, тяжело, и все как-то странно молчаливо. Только иногда ругательства и кровавые потасовки нарушают эту подозрительную и грустно действующую на вас молчаливость. Все это поскорей торопится напиться до потери сознания… Жены не отстают от мужей и напиваются вместе с мужьями; дети бегают и ползают между ними… /…/ … Тут уж вы видите даже и не народ, а потерю сознания, систематическую, покорную, поощряемую. И вы чувствуете, глядя на всех этих париев общества, что еще долго не сбудется для них пророчество, что еще долго не дадут им пальмовых ветвей и белых одежд и что долго еще будут они взывать к престолу Всевышнего: “доколе, Господи”. И они сами знают это и покамест отмщают за себя обществу какими-то подземными мормонами, трясучками, странниками… /…/… Эти миллионы людей, оставленные и прогнанные с пиру людского, толкаясь и давя друг друга в подземной тьме, в которую они брошены своими старшими братьями, ощупью стучатся хоть в какие-нибудь ворота и ищут выхода, чтоб не задохнуться в темном подвале. Тут последняя, отчаянная попытка сбиться в свою кучу, в свою массу и отделиться от всего, хотя бы даже от образа человеческого, только бы быть по-своему, только бы не быть вместе с нами…».

Как вам, друзья, ничего не напоминает?! Девять лет прожил в Москве и до сих пор, приезжая сюда уже как гость, вижу именно то, о чем с такой характерной для себя точностью и проницательностью, поведал нам гений раннего, но уже даровитого Достоевского. По возможности прикоснитесь к этим замечательным «Зимним заметкам о летних впечатлениях», очень много для себя полезного почерпнете.

Сейчас лето и свои впечатления отразил уже почти сразу после очередного возвращения из того самого «Третьего Рима». Только чудо может его спасти. А пока ощущение скорого конца, несмотря на навязываемое официальными СМИ клише, что, мол, сегодня Москва – идеальный город для проживания и сосуществования самых разных национальностей и вероисповеданий. Хотелось бы верить в это, но в реальности – это вулкан страстей и каменные джунгли жесточайших контрастов, приводящих психику горожан к серьезным, тяжелейшим нервным срывам. Отсюда хронические депрессии и способ их закрыть без священников, врачей, психологов, психотерапевтов – через алкоголь, наркотики, компьютерные игры, потайные казино, бордели, ставки в букмекерских конторах. О способах решения вопроса маленьких и не очень депрессий больших городов писал здесь. При желании каждый может ознакомится. Есть еще версия, правда, временного избавления от проблем личного автора жизненного пути – «лечь» под какие-нибудь секты, о чем так четко рассказал нам выше Федор Михайлович. Как вариант, выехать на какое-то время на дачу в Подмосковье или ближайшие регионы, где недвижимость значительно дешевле.

Ну а если денег нет? Предлагаются места для отдыха у водоемов на территории самой Москвы. С одним из таких рекреационных мест и предлагаю вам познакомиться, дополняя прилагаемым видео- и фотообзором недавний  пост-очерк о том, что недавно проездом пронеслось перед глазами меня как уже заезжего южанина.

Вроде бы есть здесь жизнь и даже Матушка-природа не погибла. Но жизнь ли это и куда она ведет. Точно не в Небеса обетованные…

Завершим этот сюжет для вашего дальнейшего личного размышления темой, обозначенной в его начале. Концепция Третьего Рима псковского монаха Филофея в дальнейшем проникает в московские сказания, например, в «Повесть о новгородском белом клобуке» (ок. 1600). Здесь уже полностью исчезает апока­ли­птический контекст –  нигде не встречается важная для Филофея идея, что «четвертому [Риму] не бывать». Сказания полны предчувствий яркого буду­щего Третьего Рима, а не ощущений надвигающейся катастрофы. Эта формула остается малоизвестной за пределами староверских обществ, которые ее приняли (и только они!) как стержневой момент Русской истории в первой половине XIX века. Только лишь при императоре Александре II эта идея стала активно популяризироваться. Наибольшее влияние она оказала на сторонников панславизма в 1870–1880-е годы. Для обоснования своих призывов к защите «славянских братьев» и даже к завоеванию Константинополя именно они, панслависты, использовали идею Третьего Рима. В наши неспокойные дни она вновь обретает мощнейшую идеологическую подоплеку. Никто из православно-патриотического сообщества, к коему всей своей душой и сердцем принадлежит и автор сего поста-размышления, не оспаривает справедливость этого мощнейшего призыва. Однако, призывает он к покаянию и вразумлению прежде всего правителей! Они ведут народы свои или на убой, или к созиданию всего светлого и доброго, здравого в их душах и телах. С них и спрос.

Взгляните еще раз на Москву. Самостоятельно или чуть более внимательно ознакомившись с этим размышлением, и, САМОЕ ГЛАВНОЕ, с вышеприведенными выдержками из заметок Федора Михайловича Достоевского. Некогда единый народ продолжают превращать в стадо, где пастухи все чаще вместо «Россия» и «русский дух» активно тиражируют в СМИ и соцсетях, используя специальную войсковую операцию на Украине, возгласы спустившихся с гор исламистов «Ахмат – сила»! Если там Сила, то и Третьему Риму уже не «быти» никогда. Вслед за «пастухами» в правительственных кругах, вопреки сугубо русской позиции нашего Президента, уже и рядовые россияне с исконно русскими корнями в экстазе кричат на улицах наших городов, поселков, сел и деревень абсолютно чуждое им ранее «Ахмат – сила!». Но это уже, как говорится, совсем другая история, получить пояснение по которой можно, к примеру, здесь.

Ну а коли лето, московские водоемы к услугам горожан и гостей столицы, падающего в пропасть «Третьего Рима»: загорать и купаться, жарить шашлыки из курочки, баранины, говядины и свинины. Пока последнюю не отменили боевые ребята с гор. Зиккурат строится усиленными темпами. Кто в теме, трезвитесь и бодрствуйте, следуя евангельским наставлениям. Даже на водоемах. Ибо противник ваш сами знаете кто. Если забыли или не в курсе, Евангелие и Первое послание святого апостола Петра (5: 8-10) вам в помощь.

Николай Владимирович Каклюгин, врач-психотерапевт, кандидат медицинских наук, председатель регионального отделения Общероссийской общественной организации «Матери против наркотиков» в Краснодарском крае, руководитель проекта «Попечение».

Впервые опубликовано на личной странице автора в социальной сети «ВКонтакте».

Версия для «Инстаграм» (запрещен в РФ)

В ВК-группе «Попечение»

Тэги: , , , , , , , , , , , ,

Вернутся к категории Новости