С широко закрытыми глазами и душой
Люди и маски: социальная психология в закулисных играх …
Компания из Германии Dor Brothers (основанная братьями Дор из Берлина), специализирующаяся на создании видео с помощью нейросетей, создала и выложила у себя на канале несколько дней назад видеоролик с названием «Lies Wide Shut» (рус. «С широко закрытой ложью»).
Такое название выбрано не случайно: эта игра слов явно отсылает к фильму «Eyes Wide Shut» или «С широко закрытыми глазами» (1999). Фильм повествует о супружеской паре, производящей впечатление счастливых людей, живущих размеренной жизнью в полном достатке. Но за фасадом их идеальных отношений скрываются потоки ревности, неудовлетворённости, тайных желаний и жажды чего-то запредельного. Но. а потом они «раскрылись» друг перед другом и началось!..
В этой киноленте, последнем произведении во многом гениального британского режиссера Стенли Кубрика, переплетена масса смыслов, загадок и головоломок, которые раскрываются не с первого просмотра. Как истинный художник, а в данном случае выдающийся, любое своё творение он старался довести до совершенства, но немногим непонятно, почему с такой тщательностью он работал над столь на первый взгляд сомнительной по содержанию историей.
Кубрик передал студии финальную версию картины всего за пару дней до смерти, так что фильм мгновенно превратился то ли в его завещание, то ли в незаконченный шедевр, оброс легендами и слухами, которые продолжают появляться и спустя два десятилетия после премьеры фильма. Снят он по мотивам довольно известной повести австрийца Артура Шницлера «Новелла о снах» (1925 – 1926). Прежде всего, это повествование о том, почему люди в современном мире носят маски – и что за ними скрывается.
Чтобы понять замысел режиссера, необходимо обратиться к психологической теории социальных ролей. Согласно ей каждый человек, стремясь успешно функционировать в социуме, ведет себя определенным образом, словно надевая социальную маску ученика, покупателя, начальника и т.д. Это упорядочивает коммуникацию и делает жизнь предсказуемой, но Стэнли Кубрика интересует, что же происходит с людьми, когда они выходят за рамки привычных ролей и снимают маски. Неудивительно, что именно маска становится главным символом фильма.
Видео, переработанное искусственным интеллектом при участии специалистов Dor Brothers, представляет версию кульминации фильма, ключевой его сцены. Поэтому поставим акцент в нашем обзоре на ней. Главного героя, которого в картине играл актер Том Круз, на очень странную вечеринку приводит простодушный музыкант Ник, бывший однокурсник главного героя, доктора Билла Харфорда, склонен считать сборище людей в масках обычной оргией – пусть и с участием очень красивых женщин. Однако музыка, которой сопровождается ритуал в начале события, похожа на ту, что играет во время церковной мессы, но здесь ее играют в обратном порядке. Что становится подтверждением сатанинской, античеловеческой природы происходящего.
Все собравшиеся хорошо знают друг друга, но узнать не могут – на них маски. Атмосфера происходящего меланхолична и тягуча, как при слегка замедленной съемке. На этой странной оргии никто не хохочет и не веселится, наоборот – все дьявольски серьезны. Таким образом, режиссер ясно дает понять, что всё куда сложнее и перед нами – ритуал, подозрительно похожий на черную мессу, а его участники – не случайные любители разврата, а члены тайного клуба, объединяющего сильных мира сего. Вполне возможно, что туда входят и те, кто управляет миром, в котором живут миллионы рядовых Биллов и Элис (супруга частно практикующего доктора Харфорда, главного героя картины). Мы не видим их лиц, не знаем их имен. О них не встретишь упоминания в официальных СМИ, крайне редко что-либо узнаешь из частных мнений особо любознательных экспертов.
В какой-то момент организаторы тайного шабаша V.I.P..-персон вычисляют, что на вечеринке присутствует тот, кто не имеет права там находиться. Его начинают искать среди масок, с ним хотят расправиться, правда, в фильме не говорится каким образом. Одна из девушек выкупает жизнь Билла, а тому приходится покинуть мероприятие. На следующий день он читает в газете, что девушка, которая его выкупила, умерла от передозировки наркотиками. Когда-то доктор спас ее от реальной передозировки на другой вечеринке, где кроме него, никому до нее и ее судьбы не было дела. Бывшая королева красоты устала от жизни, которую вела, и потому принесла себя в жертву вместо Билла. Впрочем, есть еще и официальная версия одного из устроителей мероприятия: не было ни жертвы, ни казни, а Мэнди умерла от случайной передозировки.
Главный герой пытается докопаться до истины, узнать, кто же был на этой вечеринке и что вообще он видел, но ему дают понять, что не нужно совать нос в такие дела, так как в этом замешаны очень влиятельные персоны. Дополнительным подтверждением, что речь идет о серьёзном мероприятии, в котором принял участие доктор, не вхожий в высокие круги, а не о развлекательной секс-вечеринке, он получает, вернувшись домой и увидев, что на подушке рядом с беззаботно спящей супругой лежит потерянная им маска.
Есть мнение и оно вполне обосновано, что таким образом режиссёр показывает не то, что Элис также была на той оргии (наиболее распространённая версия), а являет маску рядом с самим дорогим ему человеком как предупреждение попавшему не в свою историю Биллу и одновременно намек, что пора возвращаться к привычной социальной роли. Что в данном конкретном случае означает надевать маску респектабельного доктора, живущего исключительно работой и семьей. Он рыдает при виде маски, впервые ощутив со всей остротой, как иллюзорны благополучие и безопасность его маленького, построенного им так старательно мира и как далеко он зашел, побуждаемый ревностью к жене и любопытством.
Стенли Кубрик любил оставлять загадки в своих картинах, которые далеко не с первого просмотра удаётся разгадать зритель. Быть может, в этом предсмертном фильме он, наоборот, наконец-то решил максимально более открыто поговорить со зрителем?! Из конечной версии фильма, то есть той, которую увидели мы с вами, удалили целых двадцать минут. Что было в исходниках – мы вряд ли узнаем. Бытует гипотеза, что вырезана казнь девушки, которая выкупила жизнь главного героя. Американская киноакадемия тянула с выходом картины четыре месяца! Многие склоняются к версии, что фильм серьезно подправили, возможно что-то пересняли с целью скрыть изначальный замысел режиссёра.
Когда привычный мир главного героя рушится, он пытается найти утешение на теневой стороне жизни. Примечательно, что все эпизоды, связанные с этой стороной, совершенно однотипны: Билл сталкивается с соблазном, на миг ему поддается, но «грехопадения» так и не происходит. При этом уровень соблазнов все ниже и ниже: от влюбленной в него вполне приличной дамы, дочери его многолетнего пациента, до мерзкой сцены в магазине «Радуга», где несовершеннолетняя девушка предоставляет эротические услуги немолодым извращенцам.
Стоит отметить, что на протяжении всего фильма в кадре постоянно появляются ёлки, украшенные разноцветными огоньками как некое подобие радужного спектра.
Визуализация эта обоснована и подтверждает основной подтекст картины, то, что стремился завуалировано передать нам автор этого достойного внимания каждого художественного полотна глубинных образов и смыслов. Все толковые кинокритики сходятся во мнении, что радуга в данном случае символизирует некий иллюзорный «радужный» мир, который умело надвинут на глаза обывателям. Единственная часть фильма, где мы не видим этих радужных переливов – та самая закрытая вечеринка, которая демонстрирует нам то, что находится за кулисой внешне сверкающего изысками мира. То есть реальный мир – это тот, где радуга закончилась, где всё сурово, серьезно и реально, даже если это по идее изначально представлено развлекательное мероприятие. И наоборот, за первично подаваемым жёстким подтекстом борьбы за право кого-то уничтожать другого, может скрываться замысел уничтожения всех участников битвы при сохранности теневых игроков, которых нам не дают увидеть. А если и показывают, то лишь масках – на самом деле их сущность абсолютно иная. Как и истинные зловещие лики, прячущиеся за добрыми масками.
Резюмируя перед предлагаемых вашему вниманию видеороликом, важно отметить следующее, из него и из описанного выше фильма понимаемое. Мы не воспринимаем истинный смысл вещей и образов именно потому, что хоть наши глаза и широко раскрыты, но они чаще всего в силу отсутствия достаточного личного житейского опыта, переданного нам опыта мудрости предыдущих поколений, глубинной духовности, навыка духовного вИдения сути происходящего и стоящих за ним фигур, организаций, глазами невозможно увидеть их такими, какие они есть. Каждый из нас видит то, что желает видеть, а неприятную реальность мы игнорируем или отрицаем. Мы можем в упор смотреть на явление, но едва отвернемся, отойдём чуть в сторону, наш мозг можно интерпретировать явление так, как диктует наша сложная личность, с ее травмами, неосознанными желаниями и запретами.
Жить счастливо можно, только закрыв глаза на многие вещи. Если же глаза широко раскрыть, то всё вокруг начнет рушиться. Посмотрите предложенный мастерами коротких видеообразов сюжет с массой известным вам личностей, наших современников из мира политических интриг и головоломок. Стоит надеяться, что ничего не разрушится в ваших жизнях, но вы обретёте несколько иной взгляд на представляемую нами сегодня картинку происходящего в окружающем нам мире, обществе. Вы скорее приобретёте новый опыт познания реальности, уйдя от привычных, навязываемых нам шаблонов иллюзии и искажения ее. Итак, смотрим видео!
А кто успел уже его увидеть (в Германии дата выхода 10 октября 2024 года), после ознакомления с комментарием выше, вероятно, найдет для себя кое-что новое, позволяющее взглянуть на происходящие в нашем всё более одурманенном с одной стороны бездумным, можно сказать дьявольским весельем, мире, а с другой – опьяненным войной и кровью многих и многих миллионов. И за всем этим стоят те, о ком мы смеем только догадываться. Маски не дают и не дадут никому из нас, простых смертных, увидеть их истинный, порой совсем не человеческий лик. А значит – предпринять правильные шаги по защите себя и своей семьи от тлетворного, разлагающего дух, душу и тело влияния. Предупрежден, значит уже хотя бы наполовину вооружен. Предупрежден, значит уже хотя бы наполовину вооружен. Дальше работать должны и могут профильные специалисты. Исходя из вышеописанного и показанного в видео, понятно, что речь идет не только о гражданском, но и о военном профиле. Вопрос кадрового обеспечения и качества их подготовки в свете всё новых вызовов России актуален как никогда.
Николай Владимирович Каклюгин, врач-психотерапевт, кандидат медицинских наук, член Экспертно-консультативного совета при Управлении аппарата Государственного антинаркотического комитета по Центральному федеральному округу (2009 – 2011 гг.), методист по работе с общественностью и педагогическими кадрами в рамках профилактики зависимого поведения Отдела социально-идеологической деятельности ГБОУ «Дворец пионеров и школьников им. А.П. Гайдара» Юго-Восточного окружного Управления образования Департамента образования г. Москвы (2009 – 2012 гг.), председатель регионального отделения Общероссийской общественной организации «Матери против наркотиков» в Краснодарском крае (2013 – 2023), руководитель проекта «Попечение», администратор Telegram-канала «Помощь нашей армии», член Координационного (Наблюдательного) совета Ассоциации патриотических сил юга России
Впервые опубликовано на личной странице автора на профессиональном сайте психологов и психотерапевтов «B17»
В ВК-группе поддержки жертв тоталитарных деструктивных культов (сект) «АНТИСЕКТА.ru»
В социальной сети «Одноклассники»
Версия для Telegram
В «Инстаграм» (запрещен в РФ)
Тэги: lieswideshut, мироваязакулиса, стенликубрик, сширокозакрытойложью, сширокозакрытымиглазами, теневоеправительство