С любимыми не расстаются, лишь рядом быть перестают
Места обетованные, где близ предков возлежат потомки: чуждые, безымянные, но не безмолвные …
Если тебе грустно – иди на кладбище. Если тебе весело – иди на кладбище. Ибо если ты скорбишь, твоя маленькая скорбь растворится в море скорби, а если радуешься – радость не перерастет в необузданное веселье.
Нужно приходить на кладбище. Кладбище должно быть местом нашего более-менее регулярного посещения: хотя бы раз в месяц нужно на кладбище быть. А если ваше кладбище, где лежит, например, ваша мама, очень далеко, но всё-таки какое-нибудь кладбище есть возле вас, то пусть это кладбище и будет местом вашего, скажем, ежемесячного посещения. Прийти, походить по кладбищу, помолиться там, почитать Псалтирь, могилку поправить, мусор забрать, цветы принести, свечку зажечь – на любой могиле, в особенности на брошенной могиле, где видно, что уже давно никто не бывал – это благочестивое дело. Вообще, кладбище – это одно из самых священных мест на земле.
Современная этика избегает разговоров о смерти. Можно разговаривать о чём хочешь, например: о моде, о красоте, о погоде, о спорте – только не о смерти.
А почему нет? А что, мы будем вечно жить на земле в этом теле? – Нет, мы умрём и изменимся, воскреснем и обновимся. Почему нельзя говорить? – Потому что люди стали сумасшедшими в большинстве своём, стали миролюбцами, грехолюбцами, и они панически боятся всего того, что мешает им наслаждаться жизнью. А разговор о смерти – это самая радикальная помеха к наслаждению благами века сего.
Святитель Тихон Задонский, например, наверняка оскорблял очень многих людей, когда говорил: «Ты сегодня лицо своё кремом мажешь, а по этому лицу будет червяк ходить». И наверняка многие, слышавшие это, говорили: «Что он такое говорит? Как он смеет? Как ему не стыдно? Что это за проповедь такая, оскорбительная для нашего слуха?». Но это святой про святое говорил. Обижайся, не обижайся, всё равно тебе считается: ты слышал, я сказал.
Итак, очень важная сторона жизни нашей – это посещение кладбищ.
Усопшие никуда не исчезли, они живут, только в другом мире. Они переживают о нас, ждут молитвы о себе, и они готовы, может быть, молиться о нас – кто из них умеет, кто из них может, имеет дерзновение перед Богом. Так что поминание всех от века почивших православных христиан имеет такую трансцендентную ценность – выходит за рамки бытового сознания, связывает целые поколения.
То есть вот я родился в XX веке, живу в XXI-м, а до меня жили миллионы людей, я их в глаза не видал, но я прихожу в храм Божий и говорю: «Упокой, Господи, души усопших рабов Твоих, всех от века почивших православных христиан». И мы таким образом связываем столетия между собой. Заупокойная молитва есть фактор скрепления народной памяти и оживления корней.
Потом, хочу ещё сказать, что усопшие никуда не делись. В том смысле, что души их во благих водворятся. То есть души никуда не деваются, они живут по смерти. Всё важное, что есть в человеке: память, совесть, сила духа, верность, молитва – всё это сохраняется, как «чёрный ящик» в самолёте. Вот уже самолёт лежит и никуда не летит, а «чёрный ящик» всё помнит: и разговоры на борту, и запись всех приборов, работавших на борту. Специалисты его подключают к компьютеру, считывают, и всё им видно: кто чего сказал, кто чего крикнул, что забарахлило – всё видно. Ничто никуда не пропадает, и эти усопшие люди никуда не исчезли, они унесли всё самое важное с собою.
[Протоиерей Андрей Ткачев]
—————
- Упокой, Господи, души усопших рабов Твоих, всех от века почивших православных христиан!
Дополнительные мысли озвучены в видео.
Версия для Telegram
В ВК
В социальной сети «Одноклассники»
В «Инстаграм» (запрещен в РФ)