Помогаем всем и молимся за всех
Протоиерей Александр Зинченко о благотворительности, поездках на передовую и духовном служении …
С первых дней специальной военной операции протоиерей Александр Зинченко выезжает на линию фронта. Священник проводит богослужения, говорит с бойцами – вдохновляет, утешает, совершает таинства крещения, исповедует. Он привозит не только гуманитарную помощь, но и необходимое для воинов снаряжение. Осенью этого года отец Александр был награждён медалями «Участнику специальной военной операции» и «За Веру и служение Отечеству».
«С пустыми руками не ездим!»
Александр Зинченко – помощник начальника регионального УФСИН России по работе с верующими в уголовно-исполнительной системе. У отца Александра большой опыт волонтёрской деятельности. Больше десяти лет назад для помощи нуждающимся он организовал благотворительный проект с участием своих друзей.
– Мы не создавали фондов, просто собралась команда единомышленников. Для меня все они духовные друзья, – говорит отец Александр. – Мы собирали личные средства, покупали продукты, вещи и отдавали оказавшимся в тяжёлой ситуации людям.
Многие неоднократно судимые люди потеряли связь с родственниками, и радостный момент окончания срока заключения для них был связан с проблемами. Когда человек попадает в режимное учреждение, его обеспечивают одеждой и обувью. При освобождении возвращают одежду, в которой он был доставлен в колонию. Но если эти вещи не подходят по сезону, размеру или обветшали от времени, то остаётся только казённая одежда. На воле привлекать внимание людей тюремной робой освободившимся не хочется. Принять гражданский вид как раз и помогал проект друзей.
Во время пандемии количество оказавшихся в трудной жизненной ситуации семей увеличилось. Священник и его друзья сначала называли проект «Чемодан добра». На автомобиле отца Александра появились надпись «Волонтёр». При этом «Чемодан добра» поддерживал не только курян. С 2014 года Зинченко начал ездить на Донбасс. Привозил гуманитарную помощь и выполнял свой пастырский долг.
– На Украине за несколько лет до провозглашения Донецкой и Луганской народных республик появилось множество псевдорелигиозных организаций, – рассказывает священнослужитель. – Люди очень нуждались в духовной поддержке. Запад много лет навязывал Украине ложные ценности. Важной задачей для нас стала профилактика укронацизма.
Старенький «Ларгус» отца Александра и сейчас на ходу. Теперь автомобиль чаще всего следует к линии боевых действий. С первых дней СВО священник поддерживает наших бойцов, выполняя и духовные, и гуманитарные миссии. А волонтёрский проект теперь переименован в «Чемодан добра фронту – 46»
– Главная задача – духовная поддержка, – убеждённо говорит Зинченко. – Наши защитники должны постоянно чувствовать, что они не одиноки: за них молятся и поддерживают Церковь земная и Церковь небесная.
С пустыми руками мы не ездим, привозим то, что нужно на данный момент: продукты, нательное и постельное бельё, экипировку, запчасти для техники, лес для укрепления блиндажей. Активное участие в этой помощи принимают сотрудники УФСИН России по Курской области, обеспечивая бойцов всем, что нужно для выполнения боевых задач: от окопных свечей и маскировочных сетей до дизель-генераторов и различных технических устройств. С 6 августа мы активизировались, в приграничные районы привозим продуктовые наборы и вещи отказавшимся выезжать людям.
Священник в бронежилете
– Отец Александр, какие меры безопасности применяете в поездках к линии фронта?
– Мы с помощником надеваем бронежилеты, каски, а в рюкзаке – крест, Евангелие, святые дары. Всё, что нужно для богослужения. На полигонах есть передвижные молельные комнаты, знамя Христа Спасителя или иконостас. По прибытии экипировку снимаем и облачаемся в одежду для богослужений.
– Были в поездках опасные ситуации?
– Нередко. Однажды по дороге к автомобилю стал приближаться украинский дрон. Мы спрятались (рядом оказалась какая-то крытая база), съехав с дороги, там и укрылись. Коптер улетел, а мы продолжили свой путь. В другом случае мы уже на полигоне собрались на молитву и увидели вражеский беспилотник. Пришлось прижаться к деревьям, а коптер покружил-покружил и скрылся.
– Часто ли бойцы выражают желание принять крещение?
– За время СВО я окрестил больше людей, чем за все 34 года предыдущей пасторской деятельности. Среди бойцов много мужчин среднего возраста. В советские времена не все родители крестили своих детей. Каждому бойцу после принятия таинства крещения напоминаю, чтобы он как можно скорее рассказал об этом родным, друзьям, и те могли молиться в храмах за его здравие и возвращение с победой.
– Среди наших защитников есть и мусульмане, и представители других вероисповеданий…
– Помощь привозим всем и молимся за всех. Солдаты мусульманской веры читают свои молитвы. В этом году для бойцов были изготовлены шевроны с образом Божией Матери Курская Коренная. Шевроны на липучке прикрепляли к рукавам камуфляжа бойцов, их с благодарностью принимают все. В разные времена с иконой Божией Матери Курская Коренная одерживались великие победы.
– Отец Александр, в военных частях вы освящаете блиндажи, военную технику, оружие. Но я слышала, что священник не может взять оружие в руки.
– Я священнослужитель в девятом поколении. Мой дед с оружием в руках воевал на фронтах Великой Отечественной войны. Все знали, что он священник, но в 1942 году ему даже разрешили занять должность заместителя командира по политической работе – замполита. Домой дед вернулся с победой в звании полковника. Жил он на Украине, после войны участвовал в борьбе с бандеровцами и лично уничтожил пролившего море крови бандита по кличке Сова. Теперь я тоже, как замполит: кого-то из воинов надо наставить, дать совет, кого-то утешить и помочь справиться с трудностями.
За Веру и Отечество
– Отец Александр, как часто вы ездите к линии фронта?
– По-разному. Иногда раз в неделю, иногда – в две недели. Это зависит от наших материальных возможностей. Как только появляются средства, закупаем всё необходимое и выдвигаемся. Команда «Чемодан добра фронту – 46» пополняется. Для поддержки наших бойцов собрали уже десятки миллионов рублей.
– Какое настроение у наших защитников?
– Настрой боевой. Воины сражаются за Веру и Отечество. То, что идёт с Запада, приобрело значение сатанизма. Такое впечатление, что люди там ослепли, оглохли. Неофашизм распространяется, создавая угрозу всему человечеству. Зло должно быть остановлено. В 1945 году наши прадеды и деды спасли мир от фашизма. Теперь победить его должны мы.
– Как удаётся справиться со страхом смерти? Вы ведь тоже рискуете.
– Всех нас объединяет стремление помочь Отечеству, защитить малую родину, детей, внуков, будущее человечества. Мы все умрём, поэтому и в молодости, и в зрелости, и в старости должны быть готовы к встрече с Господом. В своё время первые христиане сознательно шли на мученичество. Апостол сказал: «Для христианина жизнь, Христос и смерть не потеря, а приобретение».
– Отец Александр, вы в молодости призывались в армию. Расскажите о своей службе.
– Срочную службу я начал в 1984 году в эвакуационной группе. Это был самый кровопролитный год в десятилетней афганской кампании. Наша база находилась в Загорске Московской области, откуда мы вылетали в Афганистан, чтобы с территорий военных операций забрать тела погибших и вывезти раненых – груз 200 и груз 300. Два с половиной года я доставлял раненых в госпитали, а погибших – к местам захоронений. И тогда мог погибнуть, и сейчас. Мне, как человеку верующему, смерть не страшна. И матушке своей говорю, чтобы похоронила меня в том виде, в каком застанет смерть – при исполнении послушания по окормлению военнослужащих Российской армии.
Как герои Брестской крепости
В селе Малая Локня Суджанского района до начала СВО находилась женская колония. В местах лишения свободы многие люди приходят к вере. Отец Александр проводил богослужения в молельной комнате, но православная община колонии увеличилась, и комната перестала вмещать всех желающих.
С 2012 года на территории режимного учреждения начали строить храм святой Анастасии Узорешительницы. Церковь возводилась на деньги благотворителей, а многие осуждённые женщины пожалели участвовать в строительстве. Храм торжественно открыли в 2021 году. Теперь от него ничего не осталось.
В ходе СВО осуждённых женщин перевели в другие режимные учреждения. А 6 августа враг вторгся в Суджанский район. Женская колония стала крепостью. Под ударами вражеских ракет, танковых снарядов и миномётов наши бойцы мотострелкового батальона удерживали стратегически важный объект, остановив тем самым продвижение ВСУ. Гарнизону удалось вырваться из окружения, а неофашистам достались руины: все здания колонии разрушены. Укрепиться на этой территории невозможно. Бои продолжаются, наши ребята теснят противника.
– Оборона Малой Локни войдёт в историю, – говорит отец Александр. – Наши воины повторили подвиг героев Брестской крепости, сейчас вопрос создания на территории бывшей колонии мемориального комплекса «Малая Локня». Это ещё одно доказательство, что наш народ сломать и победить нельзя.
Автор: Анна Журавлева
Газетный выпуск «Курская правда», №141, 22.11.2024_г.
В ВК-группе «Попечение»
В социальной сети «Одноклассники»
В Telegram
В «Инстаграм» (запрещен в РФ)
Тэги: курск, курскаяепархия, курскаяобласть, курскоеприграничье, отецалександрзинченко, священникалександрзинченко