Главная / Новости / На Тихорецкую состав не отправится

На Тихорецкую состав не отправится

15.08.2022

Затертое прошлое и приукрашенное настоящее в непростой истории одного города …

Расположившись на северо-востоке Краснодарского края, этот уютный городок находится на расстоянии 150 километров от кубанской столицы и в 165 километрах от Ростова-на-Дону. Своему рождению обязан прокладке Владикавказской железной дороги. Является важнейшим транспортным узлом линий Махачкала – Ростов-на-Дону и Краснодар – Волгоград. Именно ему посвящена знаменитая песня из ставшего культовым «новогоднего» советского фильма «Ирония судьбы, или С легким паром».

В 1850 году атаман Кубанского казачьего войска обратился к государю-императору с просьбой провести в область железную дорогу, которая будет иметь важное стратегическое и экономическое значение. Через десять лет было дано разрешение на начало строительства. Именно железная дорога сыграла важную роль в становлении и развитии всей экономики Кубани. При ее строительстве вдоль железнодорожного полотна образовывались небольшие поселения, где проживали рабочие и инженерно-технический состав. В 1862 году был подписан указ, согласно которому началось переселение на Кубань. Со всей России сюда двинулись люди, и значительно изменился социальный состав края.

Поскольку охраной его границ и внутреннего правопорядка занимались казаки, то были созданы новые казачьи станицы, в подчинении которых находились хутора. Плодородные черноземы, заставляли сюда ехать на поселение крестьян губерний Центральной России: Воронежской, Курской, Черниговской, Орловской.

Для нормального функционирования новой железной дороги требовались специалисты, которые приехали для обслуживания станции Тихорецк. Рядом со станцией для их проживания построили маленький поселок Тихорецкий, из которого впоследствии и вырос современный Тихорецк Краснодарского края. В семи километрах находилась станица Тихорецкая. Название это произошло от реки Тихонькой, на которой она находилась.

Поселок вырос в размерах, и поэтому ему присвоили статус хутора, и он прикрепился к станице Тихорецкой. Казаки практически не жили на хуторе, они проживали в станице, предоставив иногородним жить здесь и работать на железной дороге. К 1895 году в хуторе Тихорецком проживало около 2000 человек, а к 1917 году это число составило более 14 000 жителей.

Вроде бы все благополучно и хорошо. Советский период в стандартных исторических справках описывает исключительно благостный период становления и развития станицы впоследствии обретшей статус города. При этом мало кто даже из местных жителей знает, что 1932 году станица Тихорецкая превратилась в карательный узел с несколькими тюрьмами в центре и концентрационными лагерями в районе птицекомбината (ныне колбасный завод и мотодром) и на северной окраине (ныне район авиационной части), куда свозили для уничтожения «врагов народа» из Новопокровского, Павловского и других соседних районов. Везли сюда и схваченных в облавах «доходяг».

С середины октября 1932 года для казаков наступили тревожные дни: стало известно, что в Москве решили изъять все активное молодое население области и направить его на Север. Кроме того, население настолько ожесточилось от репрессий и голода, что стало уже открыто нападать на обозы с пшеницей, едущие из дальних станиц к железной дороге. Очевидно, эти причины и стали поводом для выступления против советской власти. Начали его казаки нескольких станиц, примыкающих к Тихорецкой (Фастовецкой). Во главе восстания стояли кадровые казачьи офицеры. Все способные носить оружие казаки явились на сборные пункты, чтобы принять участие в восстании. Оружие удалось получить путем захвата трех оружейных складов. Были также пулеметы и бомбомет. Местный гарнизон без сопротивления дал себя разоружить.

Юго-восточная окраина города – Козлова балка – стала местом расстрела людей. Убитых бросали в заранее приготовленные ямы. Из шести станиц Тихорецкого района выселили 233 «кулацкие» семьи (хотя кажется — какие еще «кулаки» после массовых ссылок 30-го года?) Сталинская власть продолжала расправу над кубанскими казаками. И настал тот день, когда у них наступил предел долготерпения.

16 ноября 1932 года в станице Тихорецкой собралось свыше 6 000 вооруженных казаков, а невооруженных – чуть ли не все мужское население Тихорецкого района. После ночного боя с небольшим красноармейским отрядом восставшие заняли станцию Тихорецкую. Завладев этой узловой станцией, восставшие везде в районе ликвидировали советскую власть. Посланные властями части ОГПУ были разбиты с большими потерями: восставшим удалось за три дня захватить 4 полевых орудия, 11 пулеметов, несколько сотен винтовок и большое количество перевязочных средств. Тогда к месту боя были стянуты наиболее боеспособные войска из разных мест; они пустили в ход артиллерию, танки и даже провели несколько газовых атак.

Несмотря на недостаток оружия, численное превосходство неприятеля, на большое число раненых и убитых, недостачу продовольствия и боеприпасов, восставшие сражались 12 дней!

Расправа началась в первый же день после отступления повстанцев от Тихорецкой. Расстреляны были все без исключения пленные, захваченные в бою. Повсюду вокруг Тихорецкой лежали трупы убитых казаков. По приказу командования пленных убивали на том же месте, где они сдавались, даже не приводя в штабы на допрос.

А когда на смену военным пришли чекисты из ОГПУ, началась расправа над мирным населением. В Москве было принято решение выслать все население станицы Тихорецкой на Север в лагеря особого назначения. Всего к высылке были определены около 18 000 человек, то есть почти все оставшееся население восставшей станицы Тихорецкой…

В декабре 1932 года в зарубежной прессе («Возрождение», «L’Ami du Peuple», в пражской «Народной Политике», в польской «Zycie Katolickie» и других) появились известия о восстании на Кубани в районе Тихорецкой, произошедшем в конце ноября. Советские же газеты не обмолвились о нем ни словом. Масштабы террора оголтелых, отмороженных коммунистов местных партийных ячеек и их руководства в Москве вскрылись лишь в начале 90-х уже ставшим прошлого века с помощью местных историков и журналистов.

Член Союза журналистов России Юрий Ткачев справедливо отмечает в своем историческом исследовании «К 80-летию восстания тихорецких казаков» (2012): «Нет уже с нами тех, кто имел хоть какую-то причастность к тем событиям. Некому показать нам братские могилы убитых земляков. Некому рассказать, чьи косточки там лежат. Покрывает время белым саваном наше жестокое и кровавое советское прошлое. Время неумолимо, и скоро свидетели геноцида нашего народа уйдут от нас навсегда. Сохранить бы нам это прошлое в памяти и завещать помнить идущим после нас о той жуткой эпохе правления сатаны. Не дай Бог этому повториться!». Полностью см. здесь.

Не дай Бог! Сегодня все это забылось. Прогуливаясь по центру этого замечательного, тщательно декорированного, изобилующего разноцветными цветочными клумбами, парками, скверами, ухоженного чистого и светлого города, трудно себе представить реки крови местных казаков, грудью вставших против осатаневших от безнаказанности комиссаров в кожанках с замутненным от ненависти ко всему исконно народному, местному, казачьему.

Невозможно вообразить, что под этими аккуратно ухоженными красивыми цветниками лежит омытая казачьей кровью тысяч жертв геноцида местных жителей земля! Почти все они были вывезены в жуткие лагеря особого режима, в невыносимые условия жизни далекого русского Севера, либо зверски уничтожены!

Более подробно об этой трагической странице жизни Тихорецка и Тихорецкого района рассказано по ссылке. Текст с небольшими дополнениями позаимствован именно отсюда.

А сегодня, прогуливаясь по опрятным, ухоженным улицам этого солнечного по духу уютного кубанского городка, я лишь вспоминаю, к сожалению, так рано ушедших дорогих мне и любимых людей. Как будто мне далеко за 70 лет. Иду и перебираю в памяти места, где мы гуляли вместе, сидели и наслаждались местными живописными видами, обретали счастливые мгновения искренней дружбы и чистой любви. Мой Тихорецк в памяти именно такой. И тот, каким показал вам, дорогие мои, в прилагаемом видео.

Если копнуть глубже, на сегодня все далеко не безоблачно. К концу 90-х годов прошлого века в Тихорецке проживало более 68 000 населения. Сейчас это число сократилось до 58 000. Вплоть до крушения советской империи возведены заводы: шпалопропиточный, кирпичный, по обрабатыванию семян кукурузы, механический, по производству химоборудования и многие другие. Большинство из них уничтожено и восстановлению не подлежит. Некогда ключевой для города и успешный самодостаточный Машиностроительный завод имени Воровского сейчас являет признаки самого натурального рабовладельческого строя, где предоставляется работа за копейки у частника, рабский и неблагодарный труд. Он еле держится на плаву, отсутствует стратегия развития, компетенция технического маркетинга у руководителей. Здесь продвигают «своих» непрофессионалов, выращенных не на заводе на высокие должности с низким КПД. Отобранная у народа собственность Советского Союза. Местные жители недобрым словом честят неких «москвичей» в этом, но мы понимаем о ком идет речь. Везде только сфера обслуживания и развлечений. Прославленный в «Иронии судьбы» вокзал стоит мертвым с зияющими провалами окон более 10 лет, прикрыт бутафорской сеткой и год за годом разрушается. Об этом со всеми деталями рассказывала «Комсомольская правда. Кубань». Прикрыт фасад разрушающегося здания только со стороны города. Со стороны железной дороги – просто забор. На фото.

И никого из администрации города или края эта явно патологическая ситуация вот уже более чем десятилетие не волнует! При этом вместо воссоздания его как символа города, 50 миллионов рублей выделено на реконструкцию парка, в котором местные жители не видят настолько уж значимых изменений. Молодежь покидает город, уезжая за более достойными образованием и оплатой труда, дальнейшими перспективами в краевой и федеральный центр, иные региональные центры.

Ковидные ограничения внесли свою грустную лепту, поставив на грань выживания и в итоге уничтожив примечательные art-пространства Тихорецка. Они остались лишь в воспоминаниях и моих ранних постах. Например, смотрите здесь и здесь

На Тихорецкую состав если и отправится, но при этом мало у кого уже возникнет желание сойти на перрон и с тоской в сердце прочувствовать разрушение некогда значимого для руководства муниципального образования культурного объекта с высокой исторической ценностью. Как и в целом обнуление всех некогда значимых функций градообразующих предприятий. Вы увидели историю Кубани в истории одного уютного, умело разрушаемого кем-то изнутри города. И украинские диверсанты тут совсем ни при чем. В ближайшее время расскажу об увиденном в одном уездном городке Костромской области, некогда являвшимся крупным, успешно развивающимся лесопромышленным узлом центральной России.

Остановит ли в ближайшее время наше правительство разрушение инфраструктуры российских городов? К сожалению, все взоры и ресурсы сегодня обращены на отстраиваемый заново Донбасс в то время, как наша земля тихо умирает, а народ вымирает. Зрите в корень – русофобы в «верхах» по-прежнему активны. С начала специальной войсковой операции (СВО) на Украине страну покинули далеко не все. Некоторые даже спокойно возвращаются. Отечеству нашему на горе, себе на радость.

Николай Владимирович Каклюгин, председатель регионального отделения Общероссийской общественной организации «Матери против наркотиков» в Краснодарском крае, кандидат медицинских наук, руководитель проекта «Попечение».

Впервые опубликовано на личной странице автора в ВК

Версия для «Инстаграм» (запрещен в РФ)

Тэги: , , , , , , , , , , , ,

Вернутся к категории Новости