Москвы старинные легенды
Ресторан «Яръ» как символ канувшей в лету эпохи …

Москва, безусловно, богата сакральными, дорогими сердцу каждого русского человека, местами. Об одном из них с отсылкой к своим более ранним зарисовкам не тему святых, намоленных объектов культурного и духовного значения Златоглавой, рассказывал и показывал здесь. Но есть и другая категория оставивших, безусловно, глубочайший след в русской культуре памятников истории. Таковым является без преувеличения культовый ресторан «Яръ». О нем и решил напомнить вам, дорогие друзья!. Был в нем ровно год назад, в сентябре прошлого, 2022 года, однако руки дошли до тех фото- и видеозарисовок только сейчас.
Легендарный ресторан «Яръ» – это особая историческая гордость Москвы с 1826 года. В Яръ не едут, в Яръ попадают. И там надолго пропадают. Именно так считали в XIX веке завсегдатаи этого заведения, самого известного и шикарного ресторана в Европе того времени. Если представить себе вечернюю Москву конца ХIХ-го столетия и ближе к закрытию заглянуть, к примеру, в расположенный неподалеку от Кремля «Славянский базар», то там стопроцентно можно застать купцов самой первой гильдии, лениво потягивающих дорогущие «Журавли», парочку известных деятелей культуры из разряда литераторов или композиторов и вполне возможно, с десяток лиц благородного дворянского происхождения. Почти все они будут в приподнятом развеселом настроении, при котором ни у кого не возникает желания заканчивать веселье, а напротив, появляется устойчивый порыв продолжить банкет, причем в самом разудалом его виде, с морем шампанского, роскошной едой, танцующими канкан шансонетками и развеселыми цыганами. У всех страждущих рождается самый логичный по тому времени вопрос: «А не пора ли к «Яру»?». И в тот же момент подгулявшее общество вальяжно и с видимой напускной неохотой отправляется в сторону конных экипажей и новомодных авто и, лихо выкатив на Петербуржское шоссе, с ветерком подъезжает прямо ко входу в заветную ресторацию. А там…
Вот как со слов знаменитого русского баса Федора Ивановича Шаляпина выглядел новогодний банкет в «Яре»: «Например, встреча Нового года в ресторане «Яръ» среди африканского великолепия. Горы фруктов, все сорта балыка, семги, икры, все марки шампанского и все человекоподобные во фраках. Некоторые уже пьяны, хотя двенадцати еще нет, но после двенадцати пьяны все поголовно». Федор Иванович описывает обстановку и сервировку ресторана, пережившего к тому моменту уже четвертую перестройку. Все было оформлено в великолепном антураже богатейшего русского ампира. В каждом углу зимнего и белого залов стояли кадки с цветущими тропическими пальмами и розами из Ниццы. Под потолком, переливаясь бриллиантовым блеском хрустальных нитей, мерцали гигантские золоченые люстры. Стены были оклеены шелковыми обоями, балки и балконы пышно украшены раззолоченными плафонами, вензелями и лепниной. В гигантских венецианских зеркалах отражались тяжелые, расшитые золотом парчовые портьеры и величественные малахитовые колонны.
Вестибюль ресторана, словно алтарная перегородка с иконами, был украшен картинами величайших русских художников того времени. Эту галерею в шутку называли «Пропитой», намекая на то, что картины были приняты владельцем в счет оплаты непомерно дорогих блюд и напитков. Посудите сами. Цена завтрака, правда, с икрой и шампанским была равна обозу с зерном. Жареный каплун по стоимости сравним с месячной зарплатой среднего московского служащего. Что уж говорить про молочных поросят в сметане с хреном или заливное из стерлядки подваренной в шампанском и украшенной раковыми шейками. Но посетители платили и не скупились. Удивляться подобному расточительству не стоит. В Яре гуляли самые богатые люди того времени. Гуляли с размахом и по-царски. К слову сказать, члены императорской семьи были завсегдатаями этого заведения, а от них не отставала вся российская и иностранная знать и, разумеется, богатейшее купечество. Вот уж кто любил погулять, да повеселиться, кичась друг перед другом самыми непредсказуемыми чудачествами и вывертами. Купец Федор Иванович Аксенов, ставший владельцем «Яра» в 1871 году, предлагал посетителям отдельное меню для подобных сумасбродств. Самым масштабным был финт под названием «Аквариум». Гости доверху наполняли шампанским чрево рояля и опускали в бурлящий поток сардинку из банки, «пущай поплавает». Чуть больше сотни рублей требовалось на то, чтобы обмазать официанту физиономию хреном или горчицей, а за «катеньку» (банкноту в огромную по тем меркам сумму 100 рублей) можно было садануть бокалом по венецианскому зеркалу.
Трижды за вечер на ресторанной сцене выступали самые известные по тем временам певцы и певицы, танцовщицы и балерины, иллюзионисты и другие, чрезвычайно модные экстраваганты. Но главными действующими лицами были хоры, в особенности цыганские. На выступления цыганки Варвары Паниной страстные поклонники ее творчества съезжались со всех широт необъятной империи. Лев Толстой был в восторге от ее творчества, и с удовольствием слушал первые записи певицы на патефонной пластинке. Представители высочайшего дворянства и богатейшие купцы обожали цыган до дрожи в сердцах. Страсть к цыганским певицам сметала все запретные границы. Сын водочного короля Петра Смирнова женился на цыганке из хора. Известная цыганская певица Лиза Морозова и вовсе стала княгиней, выйдя замуж за князя Витгенштейна. К сожалению, брак оказался коротким. Супруг вскорости скончался, и Лиза приняла решение вернутся в хор. С тех пор в афишах писали, что солисткой хора является ее светлость княгиня Елизавета Витгенштейн.
Но ничего бы этого не случилось, если б в 1826 году в Москву не приехал француз Транкиль Ярд. Негласный амбассадор черного трюфеля, пристрастивший самого Александра Сергеевича Пушкина, к этому необычайно ароматному грибу и супу из ревеня и малины. Все гастрономические изыски и блюда попроще мусью Яръ, именно так острословы-московиты сократили его фамилию, подавал во вновь открывшемся ресторане на углу Неглинной и Кузнецкого в знаменитом Анненковом доме. Довольно быстро от наплыва страждущих там становится тесно, и ресторация с владельцем переезжает на Божедомку. Но и там количество гостей, желающих забронировать столик и отведать блюд роскошной французской кухни, растет в геометрической прогрессии и вынуждает Месье Ярда открыть подмосковный филиал. Место французский ресторатор выбирает самое беспроигрышное. Он строит павильон в Петровском парке, чья территория простирается вдоль Петербуржского шоссе. Каждый проезжающий по этому тракту не мог не свернуть с дороги и не посетить этот райский уголок, украшенный затейливыми башенками и мозаичными окошками. Извозчики, несмотря на дальность дороги, с огромным удовольствием подвозили к ресторану клиентов. Те, как правило были щедры, и не скупились на хорошие чаевые. Да и лошадей по приказу владельца «Яра» кормили сеном бесплатно.

После смерти второго его владельца – купца Федора Аксенова, получившего за свою яркую внешность прозвище «Апельсин», «Яръ» в 1895 году выкупает Алексей Акимович Судаков. Человек новой формации – настоящий гений ресторанного дела. Тогда-то ресторан и вступил в пору своего расцвета. Владелец сам был из бывших официантов «Яра», и как никто знал все особенности этого дела. При купце Аксенове ресторан был славен цыганскими хорами, буйными и шумными купеческими загулами, скандалами и всевозможными излишествами. Новый владелец выступает как реформатор и самым значительным образом меняет правила и атмосферу заведения. А затем, в 1910 году и вовсе решает все кардинально перестроить. Заказ по проекту исполнил архитектор Эрихсон. На месте устаревшего здания и довольно заросшего парка возводит современнейший ресторан-дворец в сите модерн с Большим и Малым залами, прекрасно обустроенными летними площадками и открытыми верандами, отдельными кабинетами, а также балконами наподобие театральных лож, одна из которых была предназначена лично императору. Правда, он в ней так и не побывал. Один из кабинетов получил название «Пушкинский» в память о поэте, написавшем о «Яре» на Кузнецком:
Долго ль мне в тоске голодной
Пост невольный соблюдать
И телятиной холодной
Трюфли Яра поминать?
Здание, выстроенное по проекту Эрихсона, с большими гранеными куполами, арочными окнами и монументальными металлическими светильниками по фасаду завораживает посетителей своим великолепием, а летние территории и благоустроенный сад вызывают неподдельное восхищение не только у жителей государства российского, но и у избалованных европейцев. Огромные арочные окна, размещенные в фасадном полотне здания в дневное время наполняют светом каждый уголок этого дворца. Вечером те же окна, как живая реклама сытой и богатой жизни, приманивают своим электрическим свечением потенциальных гостей. У ресторана даже имеется невероятная новинка – собственный таксопарк. За лучшими платежеспособными едоками гениальный владелец отправлял бесплатный автотранспорт, на котором гостей сначала привозили в «Яръ», а после обильной трапезы и щедрых возлияний доставляли обратно, порой в горизонтальном положении…



На торжественном открытии нового здания «Яра» в 1910 году была впервые исполнена песня, сведения об авторе которой противоречивы:
Что так грустно… Взять гитару
Запеть песню про любовь
Иль поехать лучше к «Яру»
Разогреть шампанским кровь?
Эй, ямщик, гони-ка к «Яру»!
Эх, лошадей, брат, не жалей!
Тройку ты запряг – не пару,
Так вези, брат, поскорей!
«Яръ» постройки 1910 года представлял из себя, безусловно, необычный для того времени проект. Он был первым ресторанным комплексом. Рядом с «Яром» Судаков отстраивает несколько доходных домов с магазинами, хозяйственными владениями, конторами и жилыми квартирами. На обширной территории имелись летние беседки, кухни, склады и даже две электростанции. Кухня в «Яре» была настоящая московская, без каких-либо замашек на дробный французский изыск. Порции были монументальными из привычных и понятных каждой русской душе продуктов. Вот как описывает писатель Телешов ресторанные рыбные изыски: «В широких бассейнах извивались живые стерляди и жирные налимы, обреченные в любую минуту, на выбор, стать жертвами кухни». Не менее грамотно был решен вопрос с главным горячительным – русской водкой. Водка изготавливалась с соблюдениями всех правил и технологий, разработанных знаменитым химиком Дмитрием Менделеевым. Делали ее из отборного ржаного зерна и на живой родниковой воде. Крепость напитка четко равнялась 40 градусам. Литр весил 953 грамма. Продавалась водка под маркой «Московская особенная» и тяжелого похмелья не вызывала.
В ресторане ежедневно устраивают культурно-развлекательные представления для посетителей. Для этой цели в одном из залов выстраивают сцену, на которой выступают оперные певцы, балерины и различные модные персонажи. К примеру, в 1903 году в «Яре» выступает сам Гарри Гудини. А уж сколько там отметилось звезд мирового уровня, начиная от примадонн итальянской оперы до великих русских артистов. И не сосчитать. При Судакове кутежи и лихие гулянки уходят в небытие. По воспоминаниям Надежды Плевицкой, Алексей Акимович был купцом чинным и строгим. Ей он заявил, что в «Яръ» богатейшие купцы обеих столиц возят своих жен, которых не пристало смущать откровенными декольте и прочими не вполне пристойными проявлениями современной моды. На что Плевицкая ему ответила, что за нее краснеть владельцу не придется.
Весь имперский бомонд перебывал в «Яре» неоднократно. Завсегдатаями были купец, предприниматель и меценат Савва Морозов, русские классики Антон Павлович Чехов и Александр Куприн, известный адвокат Федор Плевако. Любили в нем бывать Максим Горький, Федор Шаляпин, Леонид Андреев и Константин Бальмонт. Фотогалерея завсегдатаев «Яра», гениев пера и кисти на все времена, известных всему миру, имеется в музее при ресторане.

Афиша времени пика известности и популярности «Яра», от 1910 года представлена ниже.

Первая Мировая война и принятый в 1914 году «Сухой закон» обернулись для ресторанного бизнеса серьезнейшими испытаниями. Поначалу в ресторанах и других питейных заведениях должного внимания на этот факт никто не обращал. Все продолжали гулять и пить с удвоенным энтузиазмом. Даже монарший указ об арестах и штрафах никого не испугал. Для устрашения властям пришлось заключить под стражу практически всех известнейших рестораторов. Не избежал этой участи и Алексей Акимович. С наступлением тяжелых времен в 1916 году, в самый разгар Первой мировой, в здании ресторана устраивают лазарет. С началом революционных волнений в 1917 году ресторан закрывается. Сперва на время, а немногим позже навсегда. Алексей Акимович теряет все свое имущество. Рестораны национализируют, а его самого арестовывают. Дальнейшая судьба знаменитого ресторатора неизвестна. По слухам впоследствии вернулся в родную деревню под Ярославлем, где в 1936 году почил в статусе обычного бухгалтера.
В 1918 в «Яре» начинается совершенно другая эпоха. Здание отдают под «Клуб имени Ленина», и открывают в нем театр «Бутырский Совдеп». В 1919 происходит неудачная попытка возрождения ресторана. В рамках НЭП, Новой экономической политики. Часть здания отдают под ресторан, который незатейливо переименовывают в «Красный Яр». Теперь в нем гуляют представители большевистской элиты. И здесь без скандалов не обходится. Некоторые излишества там себе позволяли самые известные личности. В частности, одним из участников некоторых событий был всесоюзный староста Михаил Иванович Калинин.
В 1921 ресторан и клуб передают государственной школе кинематографии. Сначала в здании открывается первый кинематографический техникум и студия «Межрабпом-фильм». Затем техникум переименовывают в Государственный киноинститут (ВГИК). В самом здании снимают короткометражные и художественные фильмы.
В 1930 году здание перестраивают, а в 1936 окончательно переселяют ВГИК. Все помещения передают клубу летчиков «Крылья советов». Бывший «Яръ» располагался в непосредственной близости от аэродрома и как нельзя лучше подходил для подобной базы. Теперь летчики имеют возможность полноценно тренироваться и проводить в клубе свой культурный досуг.
В 1941 с началом Великой Отечественной войны в клубе организовывают дивизию народного ополчения Ленинградского района, которая затем будет переименована в 11-ю гвардейскую стрелковую орденов Ленина и Суворова дивизию. По окончанию войны в 1945 году здание передают под Московский дом авиационной промышленности, в котором в 1947 году происходит открытие 4-ой сессии «Совета министров иностранных дел», куда приезжают министры США, Великобритании, Франции и Китая.
После всех тревог и волнений военной поры сын Сталина Василий обращается к отцу за разрешением на полную перестройку здания и открытия в нем гостиницы и ресторанного комплекса. И в 1949 году по проекту трех архитекторов Иосифа Ловейко, Владимира Лебедева и Павла Штеллера на месте клуба авиаторов возводят гостиницу и перестраивают ресторан. Во время перестройки был обновлен фасад здания. Его украсили колоннами и значительно изменили внешний вид арочных окон.
В 1952 году происходит открытие гостиницы. Все гостиничные номера принадлежали Верховному Совету СССР и Совету Министров. Для простых граждан вход на территорию был закрыт. В апартаментах №301 проживал сам Василий Сталин, и сегодня они носят его имя. Часть бывших ресторанных помещений передают под кинотеатр «Победа», а в оставшейся половине открывают ресторан с варьете. Ресторан переименовывают по названию вновь отстроенной гостиницы «Советская». Здание кинотеатра «Победа» переоборудуют в концертный зал, где вновь с огромным успехом выступают представители, теперь уже советского цыганского искусства. Всегда с аншлагами там пели Ляля Черная, Николай Сличенко, Жемчужные и многие другие великолепные артисты. В 1969 году здание передали цыганскому театру «Ромэн». Сейчас он размещается в одном из залов ресторана.
С 1998 года ресторан при гостинице вновь переименовывают в «Яръ», восстановив историческую справедливость вместе с фрагментами шикарного интерьера образца 1910 года, его расцвета. Уж куда-куда, а в это легендарное место Москвы точно не мог не заглянуть, и не откушать по приглашению принимающей стороны, московских друзей, местных явств. Куда приглашаю и вас. Фотоотчет прилагается! Видео выше.







Официальный сайт ресторана: https://yar-restoran.ru/
При подготовке текста использованы материалы из группы «Правильно, готовим!», часть 1 и часть 2
Николай Владимирович Каклюгин, врач-психотерапевт, кандидат медицинских наук, руководитель проекта «Попечение»
Впервые опубликовано на личной странице автора в ВК
В соцсети «Одноклассники»
В ВК-группе «Попечение»
Тэги: легендымосквы, московскоекупечество, рестораняръ, транкильярд, федоршаляпин, яръ