Главная / Статьи / Специалистам / Заключенные / Кто раскачивает «зелёную массу» в российских тюрьмах?

Кто раскачивает «зелёную массу» в российских тюрьмах?

30.08.2024

Кровавые мятежи в ростовском СИЗО-1 и суровикинском ИК-19 – звенья одной цепи …

23 августа из исправительной колонии строгого режима ИК-19 в городе Суровикин Волгоградской области «выстрелила» серия видео, которые молниеносно распространили все мировые СМИ. На них несколько человек, вооруженных ножами, объявляют себя бойцами [запрещенного в РФ и признанного экстремистским] «Исламского государства» и демонстрируют убитых или тяжело раненых сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний России (ФСИН).

Террористы заявляют, что у них есть заложники, и требуют выход из колонии, 2 000 000 долларов и вертолет. Впрочем, уже в последующих видео террористы дают опровержение этой информации и отрицают материальные требования, хотя до того свет лицезрел ролик, на котором заложник, сильно израненный сотрудник администрации, который позже скончался в больнице, повторяет за одним из исламистов их требования.

Буквально через пару часов после захвата заложников, спецназ и снайперы российских силовых ведомств взяли ситуацию под контроль, уничтожив четверых захватчиков. По официальным данным, среди заложников были восемь сотрудников колонии и четверо заключенных. Четыре сотрудника ФСИН погибли от рук нападавших; четверо заключенных, оказавшихся в заложниках, пострадали, но остались живы. Так же были ликвидированы и захватчики. А чуть более двух месяцев назад аналогичное происшествие произошло в СИЗО-1 Ростова-на-Дону. Тогда пятеро исламистов захватили заложников: при штурме четверо из них были убиты, один тяжело ранен.

После этого ФСИН заявила о масштабном расследовании, многие региональные сотрудники ведомства были уволены, а основным методом борьбы с будущими бунтами стало, по данным российских Telegram-каналов, принудительное бритье бород и волос на голове у всех заключенных, независимо от их вероисповедания.

События в ИК-19 в Суровикине вновь выявили давнюю проблему российских тюрем – существования так называемых «зеленых зон», где реальную власть и контроль над заключенными захватили радикальные исламисты. Ситуация с радикализацией в российских тюрьмах имеет глубокие корни, уходящие в эпоху чеченских войн конца 1990-х годов. Именно тогда началось формирование так называемых «зеленых зон» – участков в колониях, где контроль взяли на себя исламистские «джамааты», основанные на идеологии салафизма. Эта идеология, призывающая к возврату к ранним нормам и образу жизни мусульманских общин, отличается крайней непримиримостью к любым отклонениям от ее постулатов.

Салафизм, как основа радикализации в тюрьмах, стимулировал создание этих «джамаатов», где осужденные мусульмане отказывались подчиняться тюремным порядкам и активно вербовали новых членов. Эти сообщества стали своего рода «фабриками» по производству радикалов, в значительной степени способствовавшими распространению экстремистских настроений в местах лишения свободы.

Начиная с военных действий в Чечне в конце 1990-х годов [и отправленных за решетку лидеров и участников борьбы за независимость вольнодумной террористической «Ичкерии»], радикализация мусульманских заключенных стала нарастать. Позже именно оно стали ядром «зеленой массы» в зонах. Хотя многих из них называют ваххабитами, сами они предпочитают идентифицировать себя как салафитов, отвергая более поздние наслоения в исламе и пропагандируя прямое следование Корану. «Джамааты» также отвергают традиционные тюремные порядки и не признают авторитет имамов, которых тюремное начальство приводило им с воли. Вместо этого они выбирали имамов из своих рядов, зачастую уже отсидевших или отбывающих срок в тюрьме.

Проблемы с исламистскими мятежами в российских тюрьмах продолжились и после российско-грузинской войны 2008 года, когда российские власти, включая ФСИН, начали систематически смещать грузинских «воров в законе» с лидерских позиций в местах лишения свободы. Их всех в России сместили со «смотрящих должностей» разными способами: не пускали в оборот «общак», не передавали наркотики, не давали мобильную связь, и так далее. Сместить лидера можно, но лидера нельзя назначить. На их место встали другие сильные лидеры: как раз тогда начались посадки людей, связанных с исламским экстремизмом. Это тоже лидеры, но ведь к тому же и не одни: начали сажать и дворников, разнорабочих, выходцев из Центральной Азии, ловили на «закладках» на 5 копеек пучок. Эти люди – обездоленные, плохо знающие русский язык, – тянулись к сильным лидерам, к защите, в том числе защите от русских. В результате они получали защиту, доступ к «общаку», но и радикализировались: общие молитвы, общие разговоры, и так далее.

В 2012-2013 годах такие зоны начали появляться массово. В 2015-2016 годах «зеленые зоны» стали серьезной проблемой, когда в них начали происходить стычки на религиозной почве. И когда в России обнаружили, что у них уже есть «тюремные джамааты», что у них есть «зеленые» зоны, было уже поздно. И началась борьба с джамаатами. ФСИН пыталась бороться с этим явлением традиционными методами – конфискацией Корана и молельных ковриков, запретом на передачу религиозной литературы в тюрьмы.

С течением времени, особенно после событий в Дагестане в 2024 году, стало очевидно, что российская система исполнения наказаний не справляется с этой угрозой. «Джамааты» продолжают функционировать, несмотря на попытки ФСИН подавить их влияние. В результате российские тюрьмы стали местом, где радикальные идеи не только распространяются, но и получают все больше последователей, что в конечном итоге угрожает внутренней безопасности страны.

После событий в «Крокус Сити холле» началось полное безумие: этим летом правозащитникам и журналистам стали доступны кадры из ИК-10 в Свердловской области. На них видно, как девять человек (четверо в форме УФСИН, сотрудники колонии, пятеро – вероятно, спецназ ФСИН) валят на пол молодого заключенного, при том, что он не сопротивляется, заставляют его снять трусы и, стащив с него трусы, еще бреют его наголо и сбривают бороду. То есть, практика постоянных унижений и избиений.

Когда в марте этого года брали тех, кого обвинили в организации побоища в «Крокусе», были распространены кадры с пойманным в лесу человеком, которому там же отрезали ему ухо. Не просто без суда и следствия (а хоть бы и с судом и следствием, все равно!), да еще для всеобщего обозрения! И никому за это не было наказания, наоборот, все были награждены. Естественно, все это считывается мгновенно – «так можно делать»! И так стали делать, а все эти «меры» лишь усилили радикализацию российских зэка.

Интересно, что заключенные «прославившейся» ИК-19, вне зависимости от вероисповедания, восприняли все случившееся, как некое воздаяние за те издевательства и пытки, которые происходили в зонах РФ.

Ситуация в российских тюрьмах ухудшилась и после того, как начали активно привлекать заключенных для участия в СВО (специальной военной операции). Эта практика, начавшаяся в 2022 году, резко нарушила прежний баланс сил в колониях. Заключенные, которые подписывали контракты с ВС России или участвовали в операциях через ЧВК «Вагнер», получали определенные привилегии и иммунитет, что еще больше укрепляло позиции исламистских «джамаатов». Эти заключенные возвращались из зоны боевых действий с боевым опытом и дополнительным радикальным убеждением, что только усилило влияние салафистских группировок в тюрьмах. Более того, многие из них, после получения государственных наград или увольнения по здоровью, могли быть освобождены от отбывания наказания, что лишь подогревало экстремистские настроения среди оставшихся заключенных. По имеющимся данным, в волгоградской колонии было завербовано на СВО большое число заключенных вначале Пригожиным, а после Министерством обороны РФ. Большинство из них погибли.

Салафитская идеология, пропагандируемая в «зеленых зонах» РФ, давно бы насторожила власти любой страны мира, так как представляет собой одну из самых серьезных угроз, ставя религиозные убеждения выше государственной власти и законов. Однако российская власть угрозы в упор не замечает, и даже несмотря и невзирая на то, что «герои» соцсетей прошлой пятницы сами говорили, что выступают за и от имени ИГИЛ, они упорно твердят про «украинский след» и «загнивающий злобный Запад». То есть, следуют принципу: если проблему решить невозможно, то легче сделать вид, что ее нет и перевалить на соседа.

Тем более, что бунт и захват заложников в суровикинской ИК-19 будет легче легкого привязать к Украине: в этой зоне находится несколько десятков украинских похищенных заключенных, которые были вывезены из Херсона. Плюс ко всему в этой зоне сидят украинские гражданские, которые после суда получили сроки и отбывают в этой колонии. Поэтому привяжут обязательно. Так как главное для российских начальников ФСИН, уж простите «прикрыть пятую точку», а не искоренять терроризм и его причины. А для Кремля приятно услышать, как в очередной раз «проНАТОвские зека», прикрываясь знаменем [запрещенного в РФ и признанного экстремистской организацией] ИГИЛ, терроризируют святая святых российской власти – многочисленные тюрьмы и колонии, разбросанные по всей стране.

И только депутат Госдумы Михаил Делягин написал в своем Telegram-канале, что в Москве готовятся к исламистскому майдану, отреагировав постом, в котором говорится, что власти принимают мало усилий по борьбе с миграцией. «Похоже, по-прежнему управляющая значительной частью государства либерастия готовит тот самый исламистский Майдан, о котором я чуть в других терминах предупреждал еще в 2005 году. И “замещающая” русских миграция, и выдавливание наиболее агрессивной части мигрантов из регионов в Москву – просто один из элементов этой подготовки», — пишет депутат.

Ну что же, читая публичную переписку российских депутатов, невольно вспоминаются публикации про «Башни Кремля» про тайные заговоры, про власть и ее смещение. А анализируя происходящее в РФ, вокруг мигрантов из Средней Азии и Кавказа (включая собственных граждан): начиная от ужесточения миграционного законодательства и  заканчивая запретом на бороды у мужчин и никабы у женщин, невольно задаешься вопросом – кому выгодно взращивать «зеленую капсулу» радикального исламизма внутри России и не рванет ли она по самим создателям.

Автор: Алена Мясникова

Дата публикации: 28.08.2024 г.

Опубликовано здесь

ДОПОЛНИТЕЛЬНО К РАЗМЫШЛЕНИЮ:

• Никто и никак из высоких чинов ФСИН и ФСБ России не отреагировал на тревожные сигналы, поступающие от правозащитников и религиоведов, начиная с 2018 года. В качестве примера аналитический обзор «Зеленые зоны. Исламисты берут под контроль исправительные колонии» от 26.02.2018 г.;

• Официально ещё с 2016 года руководство ФСИН России сообщало о намерении усилить борьбу с так называемыми «тюремными джамаатами» – неформальными сообществами радикально настроенных мусульман, обосновывая это ростом активности запрещенной в РФ террористической группировки «Исламское государство» (ИГ), однако эти позывы оказались лишь пустыми декларативными лозунгами;

• В следственных изоляторах и колониях существует практика создания анклавов, которые способствовали формированию групп исламистов «зеленых» и радикалов. Раньше с ними боролись блатные авторитеты, сотрудникам некоторых СИЗО было выгодно иметь такое противостояние, так как позволяло контролировать и те, и другие группировки, но сейчас в силу определенных причин, о которых все знают, блатных стало меньше. А радикалов все больше. Поэтому так называемые «ИГИЛовцы» (запрещены в РФ, признаны террористами) и взяли верх, с ними ничего поделать невозможно. Не только блатным, но, на взгляд экспертов, и сотрудникам ФСИН. Подробности;

• После бунта в ростовском СИЗО-1 руководство ИК-19 постригло и побрило всех радикалов наголо. Это, по словам заключённых, стало одной из причин, из-за которой они убили сотрудников колонии. Также исламисты пожаловались на то, что им не разрешали читать религиозную литературу, пользоваться молитвенными ковриками и другими атрибутами;

• Познакомились и стали радикалами четверо боевиков уже в колонии. До этого они друг друга не знали и не были адептами экстремистской идеологии;

• Приобрести смартфон в ИК №19 через сотрудников ФСИН можно было без проблем за 5-7 тысяч рублей, а ножи за 3000 рублей;

• Ни один из причастных к раскачиванию «зелёной массы» в СИЗО-1 Ростова-на-Дону и ИК-19 г. Суровикин Волгоградской области, к способствованию приобретения радикалами всяческих благ и послаблений во время пребывания в них, либо, наоборот, ужесточения отношения, к приобретению ножей, равно как и их руководство, не понесли НИКАКОГО наказания за свои деяния, были лишь уволены со своих должностей.

Выводы делайте сами. «А упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода», – это из евангельской притчи о сеятеле и семенах в почве, которые приживутся или нет, зависит от места посева. Что сеяло руководство ФСИН России все эти годы в местах лишения свободы и чему позволяло расти, набираться силы, то и пожинают сегодня наша страна и ее руководство. Спрашивать только пока непонятно с кого собираются ли за такую взрывоопасную смертоносную «заготовку», за практически уже назревший «исламистский майдан» или нет?! Предельно сурово, как полагается по законам военного времени.

Николай Владимирович Каклюгин, врач-психотерапевт, кандидат медицинских наук, руководитель проекта «Попечение», администратор Telegram-канала «Помощь нашей армии», член Координационного (Наблюдательного) совета Ассоциации патриотических сил юга России

В ВК-группе «Попечение»

В социальной сети «Одноклассники» 

В Telegram

В «Инстаграм» (запрещен в РФ)

Тэги: , , , , ,

Вернутся к категории Заключенные