Кто придет после нас?!
К 85-летию врача и священника, игумена Анатолия (Берестова) …
«Мне показалось, что люди нередко ошибаются, требуя уважения к своим правам. Я озабочен правами Господа в человеке и любого нищего, если он не преувеличивает собственной значимости, чту Его как посланца. Но я не признаю прав самого нищего, прав его гнойников и калечества, чтимых как божество.
– Расплоди тараканов, – сказал отец, – и у тараканов появятся права. Права, очевидные для всех. Набегут певцы, которые будут воспевать их. Они придут к тебе и будут петь о великой скорби тараканов, обреченных на гибель.
Быть справедливым, – продолжал отец, – но сначала ты должен решить, какая справедливость тебе ближе: Божественная или человеческая? И почему я должен прислушиваться к голосам, защищающим гниль?»
Антуан де Сент-Экзюпери, «Цитадель», 1944 год.
* * *
Не каждый способен с первого прочтения понять смыслы, которые вложил оставивший после себя, несмотря на ранний трагический уход из жизни, богатое культурное и, не побоюсь этого слова (ведь не богослов), духовное наследие, французский писатель, публицист, мыслитель Антуан де Сент-Экзюпери (1900 – 1944). Да и опыт жизни, порой далекий от помощи ближним и реализации на практике сугубо христианского смыслообразующего понятия «жертвенная любовь», тут может стать серьезным препятствием для правильного осмысления вышеприведенной цитаты. Но тот, кто осознает всю глубину, значимость такого доброделания как душепопечение людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, поймет, о чем идет речь. Если же и тут загвоздка, то текст ниже позволит прочувствовать то, что порой не всегда можно передать словами – как встать «за други своя», вопреки воплям так называемых «либеральных правозащитников», коих, слава Богу, у нас с начала проведения Россией специальной военной операции на Украине стало куда меньше. Стало легче дышать, но не легче спасать страждущих. И во многом это связано с отсутствием новых ярких фигур на ниве душепопечения из числа священнослужителей и мирян. Такие, как тот, о ком хочу рассказать, постепенно в силу возраста и недугов снижают свою активность, а новых мы рядом с собой не видим.
К сожалению, те, кто поставлен координировать церковную реабилитацию, правильнее сказать – душепопечение, неожиданно и вполне себе спокойно, публично заявляют вот какую, несовместимую с понятием истинного душепопечителя, позицию, так озвучивают свое жизненное, гражданское и профессиональное кредо: «Не наше дело спасать. Мы только способствуем этому. Спасаться или нет – в итоге выбор каждого человека». Взято отсюда. Сравните с позицией врача и священника-монаха в одном лице, Анатолия (Берестова), после которого пришел и занял пост главного координатора по противодействию наркомании в Русской Православной Церкви вышеприведенный «душеспаситель»: «Как врач, так и священник имеют дело с больным человеком, и каждый помогает в страдании больному человеку. Только врач в своей области помогает телесно, а священник в своей области помогает духовно. И поэтому, помогая больным, врач должен подходить к нему с молитвой и любовью, любовью и молитвой и создавать вокруг больного особую атмосферу любви и желания помочь. А любовь ведь жертвенна, поэтому настоящий православный врач должен жертвовать собой ради спасения больного…». Это фрагмент из интервью отца Анатолия «Врач должен жертвовать собой» 1999 года. Потому в таком печальном состоянии и находится в наши дни в целом вся система реабилитации (душепопечения) наркозависимых в Русской Православной Церкви, чего не скажешь о вновь поднявших голову после известных событий вокруг автора сектантах-неопятидесятниках. К разбору этого проблемного момента вернемся позже в отдельной статье. Сейчас о юбиляре, родившемся явно неслучайно, по Промыслу Божиему, в День трезвости, отмечаемый в России с 1913 года, в день памяти Усекновения главы Иоанна Предтечи. Традиция отмечать День трезвости была восстановлена 25 июля 2014 года Священным Синодом Русской Православной Церкви (журнал № 80). В этот сразу во многих смыслах знаменательный день давайте вспомним того, кто стоял у истоков православного душепопечения в постсоветской России.
Столько лет соработничать практически сразу по приезду в Москву после поступления в клиническую ординатуру Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени В.П. Сербского плечом к плечу с флагманом нашего современного православного душепопечения, иеромонахом, а затем игуменом Анатолием (Берестовым), в московском Душепопечительском православном центре во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского и в день его 85-летия не поведать то, что помню и знаю, не представляется возможным. Ведь это не только молитвенник, но в первую очередь ДЕЛАТЕЛЬ, радетель за сохранность генофонда нашей популяции, за здоровье русского народа здесь и сейчас, как и всех его последующих поколений, Таких «горящих батюшек», всей душой переживающих, что же будет с нами дальше, увы, все меньше и меньше. Большинство все больше уходит в заботу о малом круге, забывая о том, что все глобальные заготовки уничтожения славянских народов готовятся на более масштабному вроне и без координации, объединения усилий малых сил, больших побед никогда не досстигнуть. Он не раз вступался за меня, когда по заказу сектантов-неопятидесятников я был брошен в СИЗО, а затем неправосудным решением отправлен в колонию. Его открытое письмо в мою поддержку в ту лихую годину читайте по ссылке.
Реабилитация зависимого индивидуума, будь то химическая зависимость, от неких психотропных, психоактивных веществ, или нехимическая, от пребывания в тоталитарном деструктивном культе (секте), в азартной игре, в казино, в чарующей компьютерной виртуальной реальности вымышленного создателями всяческих «стрелялок» (по новомодному – «шутеров»), «стратегий», «аркад», «ролевых» и прочих дурманящих сознание игр, в гаджетах – восстановление жизненных и социальных функций – это лишь часть пути к трезвению. И сопровождать человека на этом пути как цельную, биопсихосоциодуховную сущность должен не некий «реабилитолог» (нынче модное слово) или психолог, а именно душепопечитель. В котором роль священника, педагога, психолога и врача сливается по сути своей воедино. Жизненный путь отца Анатолия достаточно подробно описан в вышедшем сегодня, к его 85-летию, поздравительно-биографическом материале «Игумену Анатолию (Берестову) – 85 лет!».
Остается лишь более внимательно расставить акценты, чтобы читателю стал более понятен существенный вклад батюшки в то, что наш народ еще жив и, пусть и с трудом, но выползает из пут невероятного числа зависимостей, одолевающих гражданина потсоветской России и его семью в 1990-х – 2000-х. В 2005 году иеромонах Анатолий (Берестов) выступил инициатором события, которое мог довести своей в лучшем смысле слова харизмой до логического завершения – ее проведения в главном православном храме страны – Храме Христа Спасителя только он. Та первая за историю современного Православия Всероссийская конференция позволила объединить церковные структуры, крупный бизнес, власть и общество в единый мощный кулак против эпидемии наркомании, которая в те годы в России расцвела буйным цветом. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 24 ноября 2005 года в зале Церковных Соборов храма Христа Спасителя состоялось торжественное открытие Всероссийской конференции «Национальная сфера ответственности: Власть, Церковь, бизнес, общество против наркотиков». За основу при распространении по всем церковным профильным отделам, в храмах и приходах Русской Православной Церкви опыта лечения и профилактики «психоактивных зависимостей» в реабилитационных общинах Русской Православной Церкви был взят опыт московского Душепопечительского центра на Крутицком Патриаршем подворье, основанного иеромонахом Анатолием (Берестовым). То масштабное мероприятие очень сильно взбодрило наше общество, расставило приоритетные направления дальнейшего сопротивления наркотическому спруту и стоящих за его усилением «агентов влияния» с Запада. Но самое главное – познакомило, объединило в усилении противодействия наркотизации нашего народа энтузиастов из священства, правоохранительных структур, врачей, психологов, педагогов из самых разных регионов России! Велика и неоценима, забыта уже в наши дни заслуга в том, что эта конференция состоялась именно отца Анатоля – казалось бы, простого иеромонаха, не из священноначалия. Но не в чинах дело, а в делах и призвании. Тандем врача и священника в одном человеке – это всегда Мощь!!! Вспомним небесного покровителя всех лекарей, врачей, целителей христианского мира – святителя Луку (Войно – Ясенецкого), его великий подвижнический труд в обеих ипостасях.
Параллельно иеромонах Анатолий (Берестов) долгие годы совмещал руководство Центром и работу со страждущими, разъезды/разлеты по городам России и зарубежья с лекциями, беседами и проповедями, консультациями, за что был метко прозван народной молвой «аэромонах», со службой в храме во имя преподобного Серафима Саровского при московском Институте трансплантологии и искусственных органов, где также всегда велика потребность порой практически безнадежных в медицинском смысле больных в духовном окормлении.
С точки зрения православного святоотеческого вероучения, на котором базируется работа Душепопечительского православного центра во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского, о чем постоянно не уставал напоминать нам в своих проповедях отец Анатолий, идет всеобщая «сатанизация» страны и наших соседей. Один из «успешных» примеров такого процесса – уничтожение национальной самоидентификации населения, идущий полным ходом в Украине, который, не исключено, может скоро стать и уже на наших глазах становится при помощи сект и субкультур серьезнейшей проблемой и для нашей страны. Поэтому без десатанизации Украины никак не обойтись! И эта работа, которая всем нам, безусловно, еще предстоит, куда серьезнее денацификации и демилитаризации. В этих условиях сохранение и укрепление духовного и телесного здоровья личности становится актуальнейшей проблемой. И здесь такие «горящие» пастыри как священник Анатолий Берестов в те годы, когда об этом еще мало кто решался говорить, сыграли колоссальную роль своеобразных катализаторов человеческой мысли наших соотечественников в правильном, реально способном оздоровить российскую популяцию направлении.
Его монография «Возвращение в жизнь», посвященная вопросам православного душепопечения лиц, страдающих различными формами зависимого поведения, анализу тех или иных технологий работы с ними до сегодняшних дней востребована российским сообществом, несколько раз была переиздана в России и переведена на ряд восточноевропейских языков. Всю библиографию игумена Анатолия (Берестова) перечислять не буду, достаточно полно она отражена на посвященной ему странице в «Википедии». Есть правда книги, которые почему-то там не указаны. Видимо, не зря эту электронную энциклопедию обвиняют в регулярном искажении описания тех или иных явлений, событий, фактов из биографии заслуживающих особого внимания и точного описания их трудов людей.
В 2008 году мы в соавторстве с отцом Анатолием, здесь больше все же врачом, доктором медицинских наук и неврологом, готовим и публикуем при финансовой поддержке неравнодушных людей-меценатов книгу «Легальная наркоагрессия в России (Хроники необъявленной войны)», подробно описывающую катастрофическую смертоносную ситуацию, выявляемую в различных регионах России в отношении роста последствий от приема наркотических веществ, извлекаемых из медицинских препаратов, отпускаемых из аптечных учреждений без предписанного законом контроля. Сегодня те препараты, по которым у нас шла многолетняя ожесточенная переписка с лоббистами наркоаптек в Минздраве России, под запретом и канули в лету. Но, как известно, «свято место пусто не бывает», что в противоположном смысле применимо и к высокотоксичным наркосодержащим субстанциям. появились не менее смертоносные «Лирика» и «Тропикамид». И практически те же люди в российском минздраве так и не позволили нам внести их в список наркотиков. Мы даже знаем их фамилии. Писали и президенту. Все наши материалы спускались вниз и оставались без проработки и принятия деятельных мер на законодательном уровне. Пока был «жив» ФСКН России и отец Анатолий был моложе и бодрее, боролись вместе плечом к плечу против лоббистов аптечной наркомафии в правительстве. Сейчас это стало делать, увы, куда сложнее – Госнаркоконтроль ликвидирован в 2016 году. Деятельность же с той поры «монополиста» в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков и наркобизнесом, Министерства внутренних дел (МВД) России и подчиненному ему Главному управлению по контролю за оборотом наркотиков (ГУНК) никак нельзя назвать удовлетворительной. Вы просто сами оглянитесь по сторонам, обратив внимание на уже даже не закрашиваемую никем рекламы работы закладчиков наркотиков, так называемых «кладменов» и создаваемых их кураторами наркоканалов в мессенлжере Telegram. Отсюда и ужасающие цифры статистики по демографии, которые пытаются не размещать в официальном открытом доступе. При этом, как оказалось, наркоугроза от мигрантов, на которую не раз в своих выступлениях указывал президент и на чем сегодня ставит акцент руководитель Следственного комитета Российской Федерации Александр Бастрыкин, скрывается строительным лобби. И потворство со стороны чиновников и полицейских разного калибра продолжающемуся потоку мигрантов-убийц, насильников и наркоманов куда страшнее деятельности отбывающих пожизненное заключение серийных маньяков.
Тем временем уже научно доказана депопуляция русских в Москве и замещение их мигрантами. А эзотерические секты, на раскрытии мошеннических манипуляций которых в свое время и специализировался с момента открытия отцом Анатолием в Москве на Крутицком Патриаршем подворье Душепопечительский православный центр во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского часто совершенно спокойно и безнаказанно продолжают вершить свои темные делишки. Геноцид народов России нужно в экстренном порядке останавливать! Специальная военная операция, проводимая на Украине, еще больше осложняет ситуацию, унося жизни самых верных своему Отечеству и присяге патриотов всех возрастов: крепких, сильных и смелых. Этой зимой на Кавказских минеральных водах собиралась Ассоциация патриотических сил Юга России и выдала свой рецепт оздоровления генофонда нации. Но все на самом верху говорят только о СВО, о внешних врагах у наших границ и диверсантах на приграничных, прифронтовых территориях, старательно обходя вниманием фронт внутренний. А зря – это молчание сведет и уже окончательно сводит в могилу русский народ.
Таких как отец Анатолий священников на внутреннем фронте ох как не хватает! Одними только мелькающими на всех экранах глубокоуважаемыми протоиереями Андреем Ткачевым и Олегом Стеняевым не спасешься. Где молодые священнические кадры, где «молодая кровь», где харизма наших тех, уходящих один за одним в мир иной наших мощных батюшек, отцов Петра Андриевского, Даниила Сысоева, Димитрия Смирнова, рок-миссионера Сергия Рябко? И тех, кто погибает рядом, плечом к плечу с нашими воинами на фронте?! Не видим мы, не ощущаем работу этой самой, такой нужной, жизненно необходимой для дальнейшего развития сферы православного душепопечения «кузницы кадров»!!! Кто придет после нас против той нечисти в виде сект, субкультур, наркодилеров, и прочих-прочих, а также их высокопоставленных «друзей» в органах власти?.. Всё меньше таковых, глядя по сторонам, мы это видим. Поэтому важно хотя бы через описание проделанной нами ранее работы освещать злободневные темы, которые нуждаются в регулярном мониторинге и неустанных попытках на законодательном и правоохранительном уровнях оперативно реагировать, блокируя возможность недругам России через своих «агентов влияния» во власти реализовывать программы депопуляции, снижения рождаемости и роста смертности наших коренных народов. И одновременно рассекать некогда единое духовное пространство множеством «осколков традиционных религий», сект и лжеучений, формируя «мягкой силой» питательную почву для взрывоопасных социальных потрясений, катаклизмов, госпереворотов, как это происходило с нашими соседями на Украине.
В 2010 году в свет вышла наша совместная с отцом Анатолием Берестовым книга, составленная из нескольких десятков статей разных авторов, в том числе и наших с ним, названная «Неопятидесятничество: вирус в христианстве». Она стала настольным альманахом для тех, кто на момент ознакомления с ней еще не мог разобраться, что же это за явление такое в христианском мире и в чем его опасность как для людей, попадающих в организованные неопятидесятниками, скрывающимися под более благопристойным именем «евангельские христиане», реабилитационные центры и «церкви», так и для государственного строя в целом. На тот момент Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл присвоил батюшке сан игумена.
Опубликованная в 2013 году в академическом журнале «Наркология» наша совместная работа «Духовно-религиозные аспекты реабилитации лиц с психическими и поведенческими расстройствами, обусловленными в том числе злоупотреблением психоактивными веществами» подвела некий итог нашей совместной с отцом Анатолием практической работы в Душепопечительском центре в Москве и ее теоретическое обоснование на основании многолетних динамических наблюдений за нашими пациентами и их родственниками.
Придумываются и по-прежнему остаточно успешно реализуются на российской земле все новые алгоритмы растления, а затем и пошагового умерщвления нашей молодежи. Мы в ответ контратакуем, предлагаем государственным профильным службам ответные ходы. Как это было на координируемых при моем участии рабочих экспертных совещаниях в Государственной Думе в 2015-м и 2016-м годах. Эта война нескончаема, но кто если не мы?! Ведь врач, священник или психолог, как и любой другой искренно желающий помочь ближнему своему человек, никогда не сможет оставаться в стороне от беды, пришедшей пусть даже и не в родной дом. И если в нем жива христианская душа, он продолжит жертвовать собой, своим личным временем, порой и семейным, так, как делали это все эти годы Вы, заражая нас своим примером. Семь лет рядом с Вами плечом к плечу научили многому. Как Вы абсолютно точно отметили в одном из своих интервью: «Необходимо понимать, что Православие – не таблетка. Подходить к таинствам как к таблетированным методам лечения – неправильно. Храм и церковные таинства воздействуют на душу, соединяют ее со Христом, и нельзя приходить в церковь только с тем, чтобы требовать у Бога обязательного исцеления. С последним приходится сталкиваться постоянно. Люди обращаются к оккультистам, колдунам, магам, чародеям, знахарям – получают удар по своему здоровью. А потом приходят к нам и, нередко, с категоричным требованием: «Исцелите!» Мы не исцеляем. Исцеляет Бог. Но мы доступными нам методами помогаем людям освободиться от недуга». Так и только так.
Дорогой батюшка! От всей души поздравляю Вас с 85-летием! Многая и благая лета вам и вашим детям, внукам, дорогой наш батюшка! В них ваше продолжение. Молитвенно всегда с Вами. А когда снова окажусь в Москве, непременно вновь постараюсь заглянуть к Вам. Как сделал это и в дни Вашего юбилея, неслучайно совпадающего с Всероссийским Днем утверждения трезвости.
Благодарю всех навестивших нашего дорого батюшку в этот замечательный юбилей, кто связался с ним и поздравил, от души пожелав многая и благая лета! Прошу молитв о здравии болящего игумена Анатолия. С годами приходят немощи, ваша молитвенная поддержка ему сейчас очень нужна.
Душепопечительский православный центр во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского по-прежнему работает и оказывает помощь нуждающимся по адресу: г. Москва, ул. Новороссийская, д. 12-а. Выход из станции метро «Люблино» на ул. Краснодарская.
Телефон регистратуры: 8 (926) 085-95-85
Телефон общий: 8 (495) 585-06-83
Официальный сайт Центра: https://dp-c.ru/
Николай Владимирович Каклюгин, врач-психотерапевт, кандидат медицинских наук, член редакционной коллегии печатной версии журнала «Благодатный огонь» (2006 – 2010), член Экспертно-консультативного совета при Управлении аппарата Государственного антинаркотического комитета по Центральному федеральному округу (2009 – 2011), председатель регионального отделения Общероссийской общественной организации «Матери против наркотиков» в Краснодарском крае (2015 – 2023), руководитель проекта «Попечение»
В ВК-группе «Попечение»
В соцсети «Одноклассники»
Версия для «Инстаграм» (запрещен в РФ)
В Telegram
Тэги: ДПЦсвятогоправедногоИоаннаКронштадтского, душепопечение, душепопечительскийцентр, игуменанатолийберестов, неопятидесятничество, николайкаклюгин