Казахстан: как теряется русскость
Путевые заметки о городе Атырау, повреждённом постсоветскими искажениями …
Заезд в Казахстан с астраханской стороны оставил яркие впечатления. Ими делился с вами здесь. Конечным пунктом назначения стал город Атырау, в советское и дореволюционное время названный Гурьевым в честь русского купца Гурия Назарьева.
История города начинается в 1640 году, когда Назарьев в устье реки Яик (ныне река Урал) при впадении в Каспийское море построил деревянный острог. Дети основателя Михаил, Иван и Андрей Гурьевы первыми начали промысловую разработку рыбных богатств Яика. Позднее острог перешёл под власть Яицкого казачьего войска. В 1647 – 1648 годах по царскому указу был возведён каменный город, его стали именовать Нижним Яицким городком, реже Усть-Яицким городком. В XIX веке он стал именоваться Гурьевым городком, позднее стал просто Гурьевым.
В 1667 – 1668 годах город был занят восставшим против российских властей войском атамана-повстанца Степана Разина. Именно отсюда в 1668 году начался морской поход Разина из Гурьева на Персию на 24 стругах, вооруженных пушками. Флотилия Разина овладела городами Решт, Ферабат (Ферахабад) и Астрабад. В июле 1669 года, разбив персидский флот из 50 судов с войском 3700 человек, Степан Разин вернулся в волжское устье.
Первые упоминания о реке Урал есть ещё у Птолемея (во II веке нашей эры) под названием Даикс. Однако в средние века за ней закрепляется название Яик. И так было вплоть до 1775 года. В тот год появилась река Урал. Почему же реку переименовали? Можно назвать это частью информационной войны того времени.
В сентябре 1773 года в районе Яицкого городка началось крестьянское восстание под предводительством Емельяна Пугачёва и быстро распространилось по всему региону. Многие крепости, заводы и казачьи станицы с большой охотой переходили на сторону восставших. Недовольство, назревавшее долгие годы, нашло выход. После разгрома восстания 26 января 1775 года Екатерина II подписала Указ о переименовании реки Яик в Урал, чтобы стереть с географической карты названия мест, связанных с именем Пугачёва. В указе императрицы значилось: «Для совершенного забвения сего на Яике последовавшего несчастного происшествия, реку Яик, по которой как и оное войско так и город название своё доныне имели, по причине той, что оная река проистекает из Уральских гор, переименовать Уралом, а потому и войско именовать Уральским и впредь Яицким не называть, равно и Яицкому городу называться отныне Уральск». По той же причине, Верхояицкая крепость, которая раньше называлась по расположению в верховьях реки Яик, после переименования стала называться Верхнеуральской (или Верхоуральской). Так Яик превратился в Урал.
В 1810 – 1815 годах городская крепость была упразднена и срыта. С 1865 года город становится административным центром Гурьевского уезда Уральской области.
Исторически река Урал разделила город на две части: европейскую, или «самарскую», и азиатскую, или «бухарскую», слабо заселённую прежде. Гурьев строился сначала в основном на Самарской стороне. Там же, по инициативе состоятельных горожан, была выстроена каменная церковь, одно из первых высоких строений старого города. Она не знала вторжения немецко-фашистских захватчиков, не трогали ее и в советское время, поэтому в храме можно увидеть старинные насмоленные иконы, которых не коснулись руки инославных и богоборцев.
Город был основан на побережье Каспийского моря, но теперь находится в отдалении от него – на расстоянии 25-30 километров. Здесь были построены первые заводы по переработке нефти и завод нефтяного оборудования, а также крупнейший в республике рыбоконсервный завод. Атырау, а именно Эмбенский нефтеносный район, стал центром нефтедобывающей промышленности Казахстана. В 50 километрах от города находятся развалины средневекового города Сарайджука (XVI−XVII века).
Купеческие дома такие же, как астраханские. Первый этаж – каменный полуподвал, а второй – деревянный. Основная масса домов – глинобитные (саманные) мазанки.
Первый мост через Урал появился перед войной. Он был понтонным, и чтобы провести вверх по реке баржи с грузом, в середине моста отводили секцию на понтонах. В годы Гражданской войны через Гурьев кораблями английских интервентов осуществлялось снабжение отдельной уральской армии.
Город стал расширяться в 1930-х годах вместе со строительством рыбоконсервного комбината и его жилого массива Балыкши. Затем была эвакуация промышленных предприятий во время Великой Отечественной войны и строительство нефтеперерабатывающего завода ГНПЗ со своим жилым комплексом Жилгородок. Все эти предприятия появились на противоположной стороне города, «бухарской». Понтонный мост уже не справлялся с возросшей нагрузкой, и в середине 1960-х годов был построен капитальный железобетонный мост на быках. На середине моста установлен памятный знак о границе Европы с Азией. В обсуждении проекта участвовал весь город на страницах областной газеты.
Видеозарисовка с городской набережной дополняет картину.
Набережная красиво декорирована, реконструкция проводилась в 2020 году.
О небывалом подъеме воды в реке в этом году чуть позже.
Одновременно со строительством железной дороги Гурьев – Астрахань был построен железнодорожный мост через Урал и новый вокзал. Эта дорога дала кратчайший выход с юга Средней Азии и с Мангышлака в европейскую часть страны. Город рос, благоустраивался. Возник новый аэропорт, принимающий современные самолеты. Сейчас это город восьми мостов: железнодорожный, шесть автомобильных, и один специально построен как пешеходный.
Гурьев был центром огромной области. На юге граница с Туркменией пролегала по заливу Кара-Богаз-Гол. На востоке Гурьевская область граничила с Узбекистаном (Каракалпакия) и Актюбинской областью, на севере – с Уральской, а на западе – с Астраханской областью.
С началом освоения природных богатств Мангышлака (нефть, газ, урановая руда) и строительством города Шевченко (ныне Актау) область была разделена на Гурьевскую и Мангышлакскую.
Многие исторические вехи и события, свидетелями которых был город, запечатлены в названиях его улиц. Здесь несколько раз проходил со своими казаками Степан Разин, бывал Емельян Пугачев. Соответственно есть улицы Разина, Пугачева, проспект Абая, названный в честь известного просветителя казахского народа Абая Кунанбаева, улица Мухтара Ауэзова, написавшего книгу о нём, улица Чокана Валиханова.
4 октября 1991 года Гурьевский городской совет народных депутатов переименовал город в Атырау. Казахский радикальный ультранационализм подымал голову. Новое название города на русский переводится как «лагуна». Задачей первых лет постсоветского периода Республики Казахстан стало среди прочего активно сеять зерна казахского ультранационализма, который оказался очень нужен для построения своего национального государства. В 1994 году в Атырау расцвела наиболее ожесточённая за все годы русофобия. Несколько человек были убиты. Немалая часть русских вынужденно покинула не только город, но и страну, бывшую для многих поколений их предков родной, не один век русской землей. Сегодня Атырауская область представлена границами, обозначенными на карте ниже.
До сегодняшнего дня казахский национализм не настолько агрессивный и антирусский, как его пытаются преподнести большинство российских СМИ. Делается это намеренно, для разобщения сплотившейся в советское время российско-казахской дружбы. Толковые эксперты ответственно заявляют – утверждать, что здесь создается «новая Украина», не стоит. Сейчас у правительства Казахстана на повестке непростая задача – придумать историю своего государства, которого у них до этого периода в общем-то не было. Однако, радикальная русофобия здесь точно не приветствуется. Простой народ к русским относится хорошо, впрочем, как и к украинцам. В этом убедился лично, общаясь с местными жителями: как с казахами, так и русскими.
Однако есть и явные перегибы в политперепрошивке исторического прошлого Республики. Так, в рамках переосмысления, а по сути борьбы с советским прошлым, Казахстан объективно вышел на путь реабилитации коллаборантов, сражавшихся в Туркестанском легионе нацистской Германии, сформированном из советских тюркоязычных военнопленных. При этом в бытовом смысле русский язык старательно уводят на второй план, Есть и показательные примеры. Так, известная экологическая активистка, общественница Салтанат Ташимова в октябре 2020 года заявляла об избиении за вопрос на русском языке в автобусе в Алма-Ате. Сегодня такие случаи по стране фиксируются всё чаще. В Атырау же как-то спокойно, ни разу не почувствовал напряжения в общении, когда узнавали, что я из России.
Между тем, доля русских в Казахстане продолжает снижаться. Началось это ещё в брежневские времена. Если в начале 1970-х их число превышало 42% населения республики, то согласно переписи 1989 года количество сократилось почти до 38%. В настоящее время русские составляют 18,4% населения республики. Однако, как подсчитал казахский журнал «Адырна», к 2030 году их число может сократиться до 10%. Прогноз российских «Ведомостей» более оптимистичный – по их подсчетам доля русских в Казахстане упадет до 10% к 2050 году.
Ваххабитов здесь при этом с каждым годом всё больше. Абсолютно спокойно ходят по улицам в своих характерных безусых длинных бородках. Немало тех, за ком покорно плетутся дамы в тех самых никабах, полностью закрывающих их лица, которые в России, стоит надеяться, в скором времени будут окончательно запрещены. Здесь же полная анархия! Стайками в окружении двух-трёх жён расхаживают по улицам и торговым центрам Атырау лица в ваххабитских одеяниях и чувствуют тут себя как дома. Оно и понятно – на одну «нормальную» мечеть в любом регионе Казахстана найдётся 2-3-4 радикальных. Местная пресса давно бьет тревогу, подтверждая, что в наши дни во многих регионах Казахстана (Атырау, Актобе, Алматы, Актау) получили широкое распространение деструктивные религиозные течения такого толка. Заблудшие исходят от неправильного вероубеждения ваххабизма, которые противоречат вероубеждению традиционного ислама. У последователей радикальных течений жесткий подход к каждой бытовой мелочи: свадебные и поминальные обряды, окуривание комнаты, праздники, дни рождения, музыкальные инструменты, телевизор, радио все попадает под репрессию безжалостной идеологии. При этом совсем недавно, в мае 2024 года в своем выступлении на третьем заседании Национального курултая президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев четко обозначил свою позицию: «Облачение во все черное противоречит мировосприятию нашего народа, является бездумным копированием инородных норм, обусловленным религиозным фанатизмом. Мы не должны отрываться от своих духовных корней и размывать свою национальную идентичность». Этнографы подтверждают – традиционно казашки носили косы, тюбетейку «такия» до замужества. Молодые надевали акжаулык, белый платок, только после сватовства. При самом сватовстве невеста наряжалась в саукеле – высокий конусообразный головной убор, богато украшенный серебром и полудрагоценными камнями. Лицо было закрыто налобным украшением – шекеликом, а при самом обряде беташар – платком. Замужняя женщина прикрывала волосы платком кимешеком, но при муже снимала его. До конца жизни казашка носила жаулык, орамал, в пожилом возрасте – кундик. Ни о каких никабах и черных одеяниях речи никогда не было!
О том, что у казахов не было черной одежды, напоминает и сенатор Али Бектаев. «Черная одежда – это традиционная одежда других народов, других стран. В основном арабских. У нас свои традиции и одежда. Одежда разделялась для взрослых, подростков, девушек, женщин, бабушек. Каждая одежда имела свой смысл. Даже каждый узор имел особенный смысл. Поэтому нам надо переходить к своим традициям, в том числе и в национальной одежде», – подчеркивает он. Сенатор считает, что казахстанцам необходимо пропагандировать свою национальную одежду, традиции и культуру. «Это не пропаганда против каких-либо религий. Казахский народ на своем веку не делал ничего такого, чего мог бы стыдиться. Нам нужно внедрять в сердца нашей молодежи и детей наши традиции и культуру. Мы должны развиваться на основе наших традиций. К примеру, японцы, корейцы и китайцы не забывают ведь свою национальную одежду, свои традиции и музыку. Везде, где что-то связано с этими государствами, там звучит их музыка. Так и мы должны более патриотично относиться к нашей истории, к нашим традициям», – подытожил свой комментарий казахскому изданию «Tengri News» сенатор.
В начале 2024 года мажилисмен (прим. авт. – член нижней палаты парламента Республики Казахстан) Ермурат Бапи в своём запросе на имя премьер-министра заявил, что «радикальная религиозная тенденция приобретает политический характер», а «ядовитые исламские секты активно распространяются в Атырауской, Актюбинской, Мангистауской, Улытауской, Алматинской областях». По его словам, «в самой государственной власти есть высокопоставленные госслужащие, которые поддерживают пропаганду ваххабизма и чуждых течений», а это значит, что уже «государственность находится под угрозой». И хотя Казахстан – светская страна, которая дорожит правами человека, закрывать глаза, «когда злоупотребление этими правами начинает потрясать национальные и государственные устои», убеждён он, нельзя. А казахский сенатор Нурторе Жусип заявил, что «проблема назрела до такого уровня, когда нужно бить тревогу». Он убежден, что «одержимые радикальной идеологией люди работают во всех сферах общества», пусть даже открыто и не проявляют сопротивления. По его словам, «внешние силы создают различные общественные фонды, объединения, занимаются, на первый взгляд, благими делами, такими, как просвещение, социальная поддержка, выделение финансовых грантов», но на самом деле «реализуют недоброжелательные умыслы, пополняя ряды своих сторонников». Среди причин распространения деструктивной религиозной идеологии он назвал необразованность и безработицу, дефицит грамотных теологов и имамов, а также отсутствие системной работы по предупреждению угроз, взаимной координации между компетентными органами и системы по управлению рисками в данной сфере. Ситуация сродни российской. Как мы видим, у Казахстана аналогичные проблемы и пока назвать их решаемыми и уж тем более решенными неправомерно.
Как поясняют имамы-традиционалисты, ваххабиты пришли в Казахстан и назвали его «Дар уль куфр», что означает «государство неверных». Потому что согласно выражению лидера этой деструктивной исламской секты Абу Вахабба: «Любое государство со своей Конституцией, которая противоречит Шариату, автоматически считается страной неверных». Эту идеологию присвоили себе так называемые такфиристы – адепты запрещённой в Республике и у нас в России секты «Ат-такфир уаль хиджра». Эту формулу такфиристы Казахстана применили к своей стране, посчитав таким образом для себя дозволенным не жить по писаным законам и правилам: крали нефть, электроэнергию, золото, деньги, обворовывали всех и вся. Такфиристы, по мнению последователей традиционного, «мягкого» ислама – это то заблудшее течение, которое запретное делает для себя дозволенным. Они абсолютно легко и спокойно обвиняют свое окружение в неверии, а затем по умолчанию его жизнь и его имущество считают чуть ли не своим. Эксперты бьют тревогу, сообщая, что разгром суфистов привел к укреплению позиций ваххабитов, и они как никогда близки к тому, чтобы Казахстан превратился в территорию синкретического ислама. Двенадцать лет назад, в самый разгар политического кризиса, в Казахстане шел скрытый, но активный процесс усиления позиций псевдоисламского фундаментализма, представленного главным образом различными направлениями саудийского «ваххабизма». Его основным идеологическим содержанием является пропаганда экстремизма под религиозными лозунгами. Бурный рост влияния идеологии экстремистов особенно заметен среди молодежи. Заметили его и мы, просто оглядываясь по сторонам в общественных местах. Количество женщин в никабах и их спутников на квадратный метр площади просто зашкаливает! Если правительство и традиционный ислам не будут реагировать, проблема может перерасти в формирование опасных для внутренней политики и соседей экстремистских военизированных группировок. Подробности. Как следствие – то, что гремело мощными протестами не так давно в столице Казахстана и других крупных городах страны, покажется детским садом. Чего бы очень не хотелось. Дружба у нас этим городом и его жителями уже лет десять, не меньше.
В 1999 году широко отмечалось 100-летие казахстанской нефти, город Атырау с подачи президента Назарбаева в прессе стали называть «нефтяной столицей» Казахстана. На заглавном фото как раз так город и поименован. Вывеска размещена в центре города у одного из автомобильных мостов. И она соответствует истине – 55% нефти Казахстана добывается в Атырауской области.
Наводнение из российского Орска невиданных ранее масштабов добралось и сюда. Однако город удалось отстоять. Два месяца, апрель и май, военнослужащие и сотрудники департамента по чрезвычайным ситуациям принимали участие в укреплении дамб и защите берегов Атырау от паводка. Выходили массово и местные жители. На видео и фото ниже выложенные по набережной мешки с песком.
Так укрепляли береговую линию. По городу до сих пор ещё можно увидеть в наиболее опасных с точки зрения подтопления местах подобные сооружения. Говорят, для спасения «нефтяной столицы» Республики, где проживает большое число иностранных специалистов из Европы, Турции, Индии и других крупных зарубежных партнеров по нефтедобыче, были брошены огромные силы и средства. По словам акима (главы администрации) Атырау, в целях защиты от паводковых вод на территории города было построено 220 км дамб, очищены и расширены каналы Соколок и Сарыозек. Также приняты соответствующие меры для того, чтобы паводковые воды шли в обход города. Власти заявляют, что контролируют ситуацию. Мониторинг ведётся при помощи 65 скважин, определяющих уровень подземных вод в Атырау.
Расположенный неподалёку город Кульсары Жылыойского района отстоять, спасти от наводнения не удалось, несмотря на то, что работы по укреплению защитных сооружений и помощи жителям велись круглосуточно. Там до недавнего времени продолжалось митинги и протесты, из-за которых в Атырау в наш приезд регулярно глушили связь. Сейчас объявляют, что с местными жителями консенсус достигнут. Изначально сумма выплат за утраченное жилье категорически не устраивала жителей подтопленных домов и хозяйств, являясь по их мнению умышленно заниженной. Для пострадавших от паводков местные компании в итоге строят в городе 100 типовых домов площадью 100 кв.м. каждый. Суммарно более 2500 жителей пострадавшего от паводка Кульсары договорились о компенсации на восстановление жилья, 1931 из них уже перечислили деньги, сообщили в оперативном штабе Атырауской области. Из уже получивших деньги 996 гражданам сделали выплаты на покупку нового жилья. Остальные получили средства на ремонт.
Очень рад, что семью старшего брата, проживающего в Атырау уже немало лет, как и всех его новых земляков, эта беда не коснулась и мы смогли вместе с мамой спокойно наслаждаться водной гладью на набережной этого замечательного города с длинной поучительной историей!
Единственным неприятным моментом в нашем путешествии стал случайно снятый на видеокамеру моего смартфона момент, как казахские подростки стайкой оскверняли Вечный огонь в городском Парке Победы.
Пришел зафиксировать и показать в России как бережно казахский народ относится к священной памяти той Великой Отечественной войны и братству с русским народом, объединившимся в зачистке планеты от смертоносного варварского вируса фашизма. И вдруг увидел такое безобразие! Малолетние вандалы сначала ногами махали над пламенем, а затем стали в него плевать. Увидев, что снял эту дичь на видео, набежали толпой и стали настойчиво просить удалить запись. Повезло, что со мной был местный русский парень Артём, в прошлом профессиональный футболист, прекрасно владеющий казахским языком. Ему удалось пояснить болящим, что лучше без агрессии и видео будет удалено, но в будущем никогда больше нельзя так делать – герои, их деды их прадеды, плечом к плечу с русскими, советскими воинами стояли насмерть против нечисти, желающей все иные народы СССР кроме своего, в том числе и казахов, частично превратить в своих рабов, а большую часть уничтожить. После удаления видео инцидент был исчерпан. Идиотов и у нас хватает.
Надеюсь, вам было интересно прожить это небольшое путешествие в не всем известный мир соседней с нами республики вместе со мной. Непростой, но точно достойный внимания. Информация для размышления, что называется, из первых рук.
Николай Владимирович Каклюгин, руководитель проекта «Попечение», администратор Telegram-канала «Помощь нашей армии», член Координационного (Наблюдательного) совета Ассоциации патриотических сил юга России
Впервые опубликовано на личной странице автора в ВК
Републикация на «Русской народной линии»
В ВК-группе «Попечение»
В социальной сети «Одноклассники»
В Telegram
Тэги: атырау, ваххабизм, городгурьев, казахстан, национализм, никабказахстан