Главная / Новости / Духовная слепота и большевизм наших дней

Духовная слепота и большевизм наших дней

17.01.2023

Актуальное слово архиепископа Аверкия (Таушева) в Рождество Христово 1957 года …

Опубликованная 17 января полемическая статья главного редактора информационно-аналитической службы «Русская Народная Линия» Анатолия Дмитриевича Степанова начинается с описания все более разгорающейся особенно бурно в среде православно-патриотического и просто патриотического, православие на дух не переносящего сообщества дискуссии в отношении наличия в зоне специальной военной операции (СВО) у воинов-добровольцев Донбасса как коммунистической символики: знамен, звезд, лозунгов, книг, так и христианской, абсолютно противоположного по своей сути смыслового наполнения. О неоязыческой символике разговор особый. Этот материал не для раздела о сектах. Не утихают споры не меньшего накала в отношении переименования уже отвоеванных, теперь уже в полной мере российских городов. Цитата из вступительного слова в статье А.Д. Степанова «Смиряемся: нам долго ещё придётся жить с Лениным, Артёмом, Дзержинским»: «В последнее время вновь обострились споры “красных” и “белых”. Поводом к ним стали события на Донбассе. Где решением местных властей Свято-Покровской улице вернули советское название – улица 25 Октября. А потом развернулась полемика вокруг намерения вернуть старинному городу Бахмут советское название – Артёмовск. Особенную остроту дискуссия приобрела после обмена репликами главы телеканала ”Спас” Бориса Корчевникова и известного писателя Захара Прилепина. К полемике подключились и другие медийные фигуры… … …раскол русских на ”красных” и ”белых” так и не преодолён. И при малейшем обострении ситуации, противостояние снова вспыхивает. Пока, слава Богу, в медийной среде.». Далее справедливая мысль автора по тексту: «Мне тоже хотелось бы, чтобы Покровская улица осталась Покровской, а не стала улицей 25 Октября, а Бахмут сохранил своё старинное название, ведь именем Артёма и без того названо многое на Донбассе (и ни в коем случае нельзя это уничтожать). Но я не стану заламывать руки и обвинять во всём Кириенко и Администрацию Президента. Я подумаю, что, значит, время еще не приспело, нужна просветительская работа.». И вдруг почти в конце размышления: «Но что несомненно – нам еще долго придётся жить с Лениным, Артёмом, Дзержинским. Ладно бы только с ними, но придётся жить и со Свердловым, Урицким, Володарским, Войковым и прочими ненавистниками России и русского народа. И последнее – вина ”православных антисоветчиков”, не отделявших Ленина и Сталина от Троцкого и Свердлова.».

Возможно, есть некие отличия в степени болезненного богоборчества и личного нарциссизма, безумствующей гордыни тех или иных хронических «борцов с самодержавием», однако, это безусловная БОЛЕЗНЬ ДУХА. Причем нуждающаяся в глубочайшей коррекции вместе с личностями такого рода «патриотов». И это болезнь, передающаяся не нашедшим Бога из поколения в поколение. Это ИХ последователи, пропитавшиеся смрадным зловонием яростной борьбы с русской духовной традицией и ее корнями, сегодня в подавляющем большинстве своем «у руля». Как и вирус иммунодефицита человека, этот вирус, назовем его «веродефицита человека», может иметь различную степень тяжести. И, соответственно, более или менее ярко выраженные внешние проявления. Но факта болезненного состояния носителя такого вируса, которого нужно на период болезни или вирусоносительства изолировать от общества, тщательно лечить, а не помогать легализовать его статус и идеи в церковной, христианской среде, этого факта никак не исключить.

Обоснование данной мысли мы нашли в одной замечательной проповеди почти что нашего современника, настоятеля Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле (США), сначала преподавателя, а чуть позже ректора духовной семинарии при нем, члена Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей, широко известного в православных кругах богослова и плодовитого писателя, архиепископа Сиракузского и Троицкого Аверкия (Таушева).

Проповеди и наставления владыки Аверкия, публиковавшиеся в монастырском издании «Православная Русь», пользовались большой популярностью как среди пастырей, так и в кругу мирян. Его книги «Четвероевангелие» и «Апостол» и по сей день остаются лучшим пособием по Новому Завету для студентов духовных семинарий и академий. В своих литературных трудах он стремился преподнести и раскрыть широкий спектр богословских вопросов. Наряду с изложением учения Церкви, отстаивал идею церковного единства, обличал всевозможные антицерковные выпады, ереси, движения и расколы. Абсолютно точно можно сказать, что позиция нынешних «православных сталинистов» ему предельно чужда. Как и тех, кто ратует сегодня за сохранение на Донбассе и Луганщине переименованных злобствующими богоборцами с алыми кумачами и серпами с молотами, искромсавшими христианскую душу, обретших в честь все тех же идеологов и энтузиастов антирусского мира иные, нежели дореволюционные, названия городов, улиц, площадей, скверов и т.п.

Отчего же такое непримиримое отношение к носителям вируса «большевизма»? Давайте вспомним вместе ту замечательную проповедь владыки Аверкия и сами себе ответим на все наболевшие и обострившиеся в связи со всем вышеизложенным вопросы. Особенно глубоко запечатлев вот какой момент из нее: «Пока мы не обратим должного внимания на борьбу с этим духовным большевизмом в наших собственных душах, на решительное искоренение и преодоление его в нашей церковной, общественной, семейной и личной жизни, безплодными останутся все наши надежды на какое-то лучшее будущее для нас, для России и для всего мира.».

Год назад, только стоя у истоков проекта «Попечение», в своей статье «Все зависит от нас» уже вспоминал одну из мощнейших рождественских проповедей архиепископа Аверкия (Таушева). Пришло время вновь обратиться к духовному наследию этого замечательного архипастыря и вместе уточнить ряд моментов, которые вольно или невольно упускают из виду современные защитники недавнего «исторического прошлого», его пламеннно-пристрастных руководителей и ими ведомых одурманенных масс.

+ + +

На устроенном в этом году в Нью-Йорке «Дне Непримиримости» один из ораторов очень хорошо и удачно определил сущность большевизма процитированными им на память словами Священного Писания. Он отнес к большевикам то, что сказал однажды Господь Иисус Христос нежелавшим веровать в Него иудеям: «Вы отца вашего диавола есте, и похоти отца вашего хощете творити: он человекоубийца бе искони и во истине не стоит, яко несть истины в нем: егда глаголет лжу, от своих глаголет, яко ложь есть и отец лжи»  (Иоан. 8, 44).

«Человекоубийство» и «ложь» – вот действительно основные черты, которыми так ярко проявляет себя большевизм.

Это – так, но этим далеко еще не все сказано, не исчерпана до конца сущность большевизма, как уродливого явления духовной жизни. Большевизм есть нечто гораздо более страшное.

Корни большевизма – в том пагубном настроении духа свободного и разумного существа, созданного Богом, которое Денницу сделало диаволом. Возгордился Денница – высшее и совершеннейшее творение Божие, залюбовался собой и возомнил о себе, что он ничуть не уступает Богу в своих совершенствах, что он – равен Богу. И это послужило причиной его мгновенного страшного падения с той высоты, на которой он находился, в низины ада, а сам он сделался родоначальником всякого зла – всякой гордыни, непослушания и противления Богу.

«Как пал ты с неба, денница, сын зари!» – горестно восклицал о нем пророк: «а говорил в сердце своем: взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой… взойду на высоты облачныя, буду подобен Всевышнему. Но ты низвержен во ад, в глубины преисподней… в преисподнюю низвержена гордыня твоя, со всем шумом твоим»…  (Исаии гл. 14, 11–15).

Став на путь гордыни, непослушания противления Богу, падший Денница, в слепой злобе своей против Бога, этому же научил и первозданных людей, внушив им нарушить данную им в раю заповедь Божию, и через них ядом своей гордыни отравив весь происшедший от них человеческий род.

Не все, однако, полностью и целиком поддались этому богоборческому настроению. По признаку своего отношения к нему, по степени своего сопротивления ему или порабощения им, еще в самые древние времена, как свидетельствует Библия (см. кн. Бытия гл. 4–6), возникло деление людей на «сынов Божиих» и «сынов человеческих». Последних правильнее, впрочем, было бы называть теперь «сынами диавола», как и назвал Господь упорно неверовавших в Него иудеев.

Между «сынами Божиими», стоявшими за правду Божию, и «сынами диавола», пытавшимися насадить всюду ложь диавольскую, естественно возникла борьба. Эта борьба, в сущности, и составляет главное содержание всей так называемой «истории человечества». Она будет продолжаться и впредь – до скончания века, ибо диаволу, ненавидящему Бога, ненавистны и служители правды Его – «сыны Божии». По ясному предречению Слова Божия, именующего диавола «князем мира сего» (Иоан. 12, 31), ложь диавольская будет приобретать все большую и большую власть и силу в этом мире, о котором потону и сказал Апостол, что он «во зле лежит» (1Иоан. 5, 19). Мало того: по особому попущению Божию, в «последния времена» – времена антихриста – наступит кажущееся временное торжество лжи диавольской на земле, пока не явится Господь, Который «убиет антихриста духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» (2Солун. 2, 8). Тогда ложь диавольская сгинет, и восторжествует окончательно правда Божия, которая и будет обитать на новом небе и новой земле, после того как прежние «небеса с шумом прейдут», а «земля и все дела на ней сгорят» (2Петр. 3, 10–13).

К атому времени произойдет отсеивание «пшеницы» от «плевел», решительное размежевание между «сынами Божиими» и «сынами диавола», которое получит свое окончательное утверждение на Страшном Суде (Матф. 25, 31–46). Ясные признаки такого «отсеивания», или «размежевания» наблюдаются уже в наши дни – дни такого явного безстыдно-открытого богоборчества, дерзкого бунта, непослушания и противления Богу, какого никогда еще не знала история человечества. Вместе с тем никогда еще не было и такого господства лжи, не являлось стольких «прельщений» всякого рода, как в наши подлинно «лукавые» дни: с особо-изощренным искусством облекается ныне диавольская ложь в призрачную видимость правды, дабы «прельстить, аще возможно, и избранных» (Матф. 24, 24). И сколь многие действительно прельщаются или, по крайней мере, становятся в тупик, не будучи в состоянии разобраться, где ложь, а где правда.

Поистине страшное время мы переживаем, и горе тому, кто этого не сознает, не понимает!

А не понимают многие и не понимают самого главного.

Не понимают того, что большевизм уже повсюду торжествует свою духовную победу – далеко за пределами СССР – и в других странах и в рядах самой нашей русской эмиграции, будто бы борющейся с ним.

Забывают то, что большевизм это отнюдь не одна только политическая система, а прежде всего – наиболее яркое и откровенное выражение, в наши дни, диавольской гордыни, дерзкого неистового бунта, своеволия, непослушания и противления Богу и Его Божественному закону. Именно в этом заключается коренная сущность человекоубийственного и исполненного диавольской лжи большевизма, а «человекоубийство» и «ложь» это только «производные» – естественные, так сказать, логические последствия такого богоборческого настроения.

На наших глазах, не без успеха, стремится большевизм к мировому господству. И при нынешних умонастроениях масс он легко этого может достигнуть, если люди, наконец, не поймут, что борьба с большевизмом не есть политика и не должна вестись в области одной только политики. Большевизм это – целостное мировоззрение, но отнюдь не атеистическое, как принято думать, а богоборческое. Он претендует на то, чтобы стать всеобъемлющей идеологией, совершенно вытеснив веру в Бога и заняв место этой веры в сердцах людей. А потому борьба с большевизмом в сфере одной только политики ни к какому положительному результату привести не может. Целостному мировоззрению большевизма должно быть, прежде всего, противопоставлено столь же целостное мировоззрение, и притом не отвлеченное, а жизненное, находящее себе действительное осуществление в жизни людей.

Борьба с большевизмом настоящая, последовательная, разумная – это борьба за правду Божию против лжи диавольской.

Это – борьба «сынов Божиих» против «сынов диавола».

Только тот и может надеяться на успех в этой борьбе, кто сознает себя «сыном Божиим», кто ведет себя и живет достойно этого высокого звания. Кто же, заявляя себя «антибольшевиком», в душе своей остается причастным большевицкой идеологии богоборчества, гордыни, бунтарства, своеволия, непослушания и противления Богу и Его Божественному Закону, тот и сам себя и других обманывает. Не под силу такому борьба с большевизмом, и ни к чему она не приведет.

Печальные опыты прошлого, казалось бы, всех нас должны бы были научить, что диавольскую силу большевизма победить можно только силою Божиею. Лишь креста Господня боится диавол, а человеческое оружие, вплоть до самой атомной бомбы и всех ухищрений современной разрушительной техники, ему не страшно.

Еще менее страшны диаволу политические программы, которыми некоторые наивные политические деятели думают запугать и победить большевизм. Бумага ведь все терпит! И разве мы не видели, к чему привели на деле такие прекрасные сами по себе лозунги, как «свобода», «братство» и «равенство»?

Довольно празднословия и празднописания!

Кто хочет не на словах, а на деле спасать Россию (а с нею теперь и весь мир!) от большевизма, тот должен начать с самого себя. Он должен тщательно проверить себя, не живет ли в его собственной душе чего-либо от богоборческой идеологии большевизма? нет ли в нём непослушания и противления Богу и Его Божественному Закону? не одержим ли он гордыней, самолюбием и своеволием? не чванится ли он своим материалистическим мировоззрением и не прикрывает ли им свою порабощённость разным низменным страстям и порокам, оправдывая свои животные инстинкты и считая их законными для себя? не переживает ли он, хотя бы по временам, бунтарского настроения духа, отвергая все высокие духовные авторитеты и ставя ни во что своих законных, от Бога поставленных пастырей, духовных руководителей, родителей, наставников и начальников? не бывает ли в нем резких проявлений грубости, дерзости и разнузданного противления, когда кто-либо или что-либо становится на пути осуществления им его эгоистических, самолюбивых, тщеславных или низменных страстных стремлений и вожделений?..

У кого живут в душе подобные настроения, кто легко поддается им, не борясь с ними и не обуздывая их голосом трезвенного благоразумия, тот по-настоящему бороться с большевизмом не способен, ибо такой – одно с богоборцами-большевиками, он единодушен и единомышлен с ними, а сатана, как засвидетельствовал об этом Сам Господь Иисус Христос, «разделиться на ся» (сам с собою) не может (Матф. 12, 26).

В том и заключается главное зло и безнадежность нашей эмигрантской жизни, что многие из нас – едва ли не большинство! – совсем не вникают в диавольскую сущность большевизма. Выступая в качестве борцов с большевизмом, они не замечают того, что сами являются носителями, а иной раз – и яркими выразителями его духа, вводя, таким образом, в заблуждение и самих себя и других. Именно в этом причина, что, несмотря на столь очевидную для многих губительность человеконенавистнического большевизма, он до сих пор не мог быть побежден. И никогда не сможет быть побежден, пока борющиеся с ним сами будут носить яд большевицкий в своих душах.

Нельзя забывать, что большевизм это – духовная зараза, которой начало болеть наше русское общество еще задолго до революции 1917 года. А потому крайне неразумно, в противовес гнусным хулителям царской России, злословящим то, чего не знают (Иуд. 1, 10), идеализировать полностью все,что было в прежней дореволюционной России. Только крайняя духовная слепота (если не преднамеренная злоумышленность) может оправдывать разного рода вакханалии и безобразные безнравственные явления в нашей эмигрантской жизни тем, что так, мол, было и прежде в царской России. Если бы все было тогда хорошо и благополучно, то не было бы революции, не было бы кровавого торжества большевизма! Не призывал бы еще в те времена наш великий всероссийский пастырь приснопамятный отец Иоанн Кронштадтский к нравственному очищению, ко всенародному глубокому покаянию, к перемене нравов языческих на христианские, грозя в противном случае неизбежной карой Божией за богоотступничество, за безбожье, за умножение беззаконий.

А мы – увы! – испытав на себе все страшные, кровавые последствия этого богоотступничества и попав в результате этого заграницу, продолжаем и здесь, в основной своей массе, идти все тем же путем, который привел нашу Родину к большевизму. Где же тут здравый смысл? где простая человеческая логика?

И не к нам ли следует отнести теперь слова великого ветхозаветного пророка Исаии, обращенные им некогда, по повелению Божию, к жестоковыйному Израилю: «Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство?»  (Ис. 1, 5).

И не понимают, в большинстве своем, православные русские люди, оказавшиеся заграницей, что все наши здешние беды и нестроения, все наши нелады, распри, несогласия, взаимная вражда и разделения, начиная со столь печальных церковных расколов, церковно-приходских смут и волнений, постоянных разладов и распадов в среде наших национальных и общественных организаций и кончая скорбными явлениями развала настоящей, нормальной семейной жизни и обезличением отдельных русских людей, продающих свое первородство за чечевичную похлебку и сливающихся с окружающей их, зачастую глубоко преступной средой, – объясняются не чем иным, как живущей в душах их большевицкой заразой – духом диавольской гордыни, непреклонно-упрямого, до смешного доходящего самолюбия и самомнения, явного или скрытого богоборчества, дерзкого, наглого бунтарства, своеволия, разнузданности, непослушания и противления Богу, Святой Церкви, церковным правилам и установлениям, тысячелетним священным традициям.

Необходимо, наконец, понять, что кроме большевизма в сфере чисто-политической, есть еще большевизм духовный, извнутри разлагающий человеческие души, а потому еще более губительный и опасный; что область этого духовного большевизма в настоящее время во много-много раз шире, чем область большевизма политического, и что последний черпает главную для себя силу и поддержку в этом духовном большевизме.

Духовный большевизм – главная опора большевизма политического в предпринятом им грандиозном плане завоевания всего мира. И пока мы не обратим должного внимания на борьбу с этим духовным большевизмом в наших собственных душах, на решительное искоренение и преодоление его в нашей церковной, общественной, семейной и личной жизни, безплодными останутся все наши надежды на какое-то лучшее будущее для нас, для России и для всего мира.

И если мы действительно, а не на словах только, стремимся к этому лучшему будущему и к спасению нашей Родины, а с нею и всего мира от нависшей уже над ним страшной угрозы большевизма, то должны понять, что – путь к этому лежит не через нынешнее нездоровое увлечение устройством постоянных парадных банкетов и всевозможных увеселительных собраний, балов и вечеров, «с танцами до утра», праздно-мечтательными речами и легкомысленным времяпрепровождением, столь не вяжущимся с серьезностью переживаемого нами времени, – а только через полное обновление нашей жизни в духе истинной Христовой веры, в духе подлинной православной церковности, соединяющей нас с Богом и подающей нам ту благодатную силу Божию, без которой невозможно сокрушить сатанинское царство большевизма.

Ибо – «без Мене не можете творити ничесоже», ясно сказал Господь (Иоан. 15, 5).

Источник: Современность в свете Слова Божия [Текст] / архиеп. Аверкий (Таушев) ; [сост., предисл. А. Д. Каплина]. – Москва: Институт русской цивилизации, 2012. – 712 с.

Электронный адрес размещения (URL)

На фото к заголовку художественное полотно Ильи Сергеевича Глазунова «Разгром храма в Пасхальную ночь» (1999). Лучшей иллюстрации к заговору преступных богоборческих элементов в России и их группы поддержки на Западе, пожалуй, и не найти. Каждая деталь картины важна. Всмотритесь дополнительно к вышеприведенному обоснованию крайней степени социальной опасности во все времена вируса «духовного большевизма» и найдите для себя ответы на многие вопросы по бедам и ошибкам современного российского чиновничества, в большинстве своем так и не изжившего в себе этот чрезвычайно токсичный во всех смыслах чужеродный элемент. Не изживут, и народ снизу им в этом не поможет – о победе в СВО говорить вряд ли придется в ближайшее и даже отдаленное время.

Николай Владимирович Каклюгин, кандидат медицинских наук, врач-психотерапевт, председатель регионального отделения Общероссийской общественной организации «Матери против наркотиков в Краснодарском крае, руководитель проекта «Попечение».

Републикация

В ВК-группе «Попечение»

Тэги: , , , , , , ,

Вернутся к категории Новости