Дополняя святых отцов Церкви
Клайв Стейплз Льюис: не все, что из-за границы, плохо …
Сначала цитата, которая попалась не так давно на глаза и возродила в памяти имя замечательного в самых разных смыслах, в первую очередь – духовных, автора. Ирландца по происхождению, христианина по духу и вероисповеданию. Словом и делом многократно доказавшего право быть и называться таковым. Это помимо воспоминаний о дружбе и предательстве, о старых истинных и ложных друзьях, и новых – найденных во время или чуть после событий в моей жизни, достаточно глубоко изменивших восприятие дня сегодняшнего, нашего пока еще не апокалиптического, но уже точно стремящегося к трагической развязке, весьма тревожного настоящего. Вот тот фрагмент мысли, который призадумал сразу о многом, и которым решил поделиться и с вами:
«Прежде всего, мы не ценим дружбы, потому что её не видим. А не видим мы её потому, что она из всех видов любви наименее естественная, в ней не участвует инстинкт, в ней очень мало или просто нет биологической необходимости. Она почти не связана с нервами, от неё не краснеют, не бледнеют, не лишаются чувств. Соединяет она личность с личностью; как только люди подружились, они выделились из стада.
Без влюбленности никто бы из нас не родился, без привязанности – не вырос, без дружбы можно и вырасти, и прожить. Вид наш с биологической точки зрения в ней не нуждается. Общество ей даже враждебно. Заметьте, как не любит её начальство. Директору школы, командиру полка, капитану корабля становится не по себе, когда кого-нибудь из их подчинённых свяжет крепкая дружба.
Начальство не любит дружбы. Каждая дружба – предательство, даже бунт. Бунт мудрецов против пошлости или бунт пошляков против мудрости; бунт художников против уродства или бунт шарлатанов против здорового вкуса; бунт хороших людей против плохой среды или бунт плохих против хороших.
В любом из случаев дружба создаёт государство в государстве, потенциальный оплот сопротивления. Друзьями труднее управлять, труднее склонить их к добру – или ко злу.
Если власти распропагандируют нас или просто лишат нас частной жизни и свободного времени и создадут мир, где все – соратники, а друзей нет, мы предотвратим немало опасностей и потеряем самую сильную защиту от полного рабства. И всё же опасности эти реальны.
Дружба – школа добродетели и школа порока. Хорошего человека она сделает лучше, плохого – хуже…»
Это Клайв Стейплз Льюис – ученый, писатель, поэт, филолог, литературовед и богослов. В юности он, воспитанный в глубоко верующей семье, категорически в протестной форме отвергал христианское вероучение и вернулся в «Отчий дом» лишь в зрелом возрасте. Выше цитата из его книги «Любовь».
Процитированный автор – замечательный, уникальный в своем роде христианский писатель, которого почитает и православный, и католический мир, что тоже удивительная редкость. Он выдающийся британский писатель, учёный, богослов. Известен своими работами по средневековой литературе и христианской апологетике, а также художественными фэнтези-произведениями.
Клайв Стейплз Льюис (1898 – 1963) – действительно тот человек, по которому можно выверять своё христианство. Его чуткость к святоотеческому пониманию необыкновенна. И неудивительно, что его не признают, что называется «не видят в упор» те священники, которые такого понимания не имеют, либо никак не могут и не стремятся ощутить его собственными умом и сердцем. Своими точными словно выстрелы мыслями Льюис порой бьет туда, где отзывается у большинства достаточно болезненно. Понравиться такой «обстрел» ложных ценностей и идей может далеко не каждому.
Когда во время Второй Мировой войны Льюиса пригласили выступать на радио и говорить о Боге, он решил, что его передачи будут не пересказом Евангелия, а путем к Евангелию – когда человека будут вводить в радость того, что Бог есть, а не говорить с ним свысока и так, как будто он уже верующий. Не зря в журнале «Таймс» Льюиса назвали единственным в Британии проповедником, слушая которого хочется радоваться, а не спать. Понятно, что официальные рупоры англикан, католиков и протестантов отнеслись к нему с завистью, но читатель сам расставил все приоритеты.
Студенты Оксфорда того времени вспоминали, что Льюис приходил на лекции в каких-то обносках, которые сложно назвать одеждой. Потёртые пиджаки, заплатки, комнатные тапочки. Впрочем, студентов это умиляло и наводило на мысль, что Льюис не заботится о материальном, потому что знает духовное. Примерно так же раздражал официальное священноначалие приходящий, к примеру, на торжественное открытие Рождественских чтений в Москве в очень непрезентабельных одеяниях принявший Православие и уверовавший в зрелом возрасте музыкант Петр Мамонов.
Лекции профессора Льюиса в Оксфорде вызывали невероятный ажиотаж. Они были похожи на театральные представления, на высоты ораторского искусства. Он обладал потрясающей памятью, почти не заглядывал в конспект лекций и даже большие цитаты приводил по памяти. Студенты его ценили, а вот оксфордские коллеги завидовали и старались всячески унизить великого преподавателя. Однако Господь каждый раз являл Себя в тех или иных радостях для именитого писателя и богослова.
Он известен миру как автор сказочной саги «Хроники Нарнии», и многие считали его несерьёзным мастером пера, ведь, как отмечают филологи, психологи и лингвисты, чтобы оценить значимость сказки в иерархии ценностей человеческой общности, нужно иметь особое созвучие сердца подлинности нашего мира, некий камертон, с которым можно сопоставить истинность заложенных в нее смыслов. «Хроники Нарнии» пройдут любой подобный тест по высшему баллу. В моем детстве эта книга стала моей настольной. Экранизация первой части романа произошла в 2005 году и породила полновесную зрелищную трилогию, более чем хорошо принятую публикой. Однако фильм ни в какое сравнение не идет с оригинальной подачей материала в книге. Рекомендую ознакомиться, если все еще руки никак не дошли за суетным круговоротом житейской и бытовой карусели. Однозначно стоит того.
Закадычный друг профессора Льюиса, профессор филологии из того же Оксфорда, прогремевший на весь мир своими историями о хоббитах Джон Рональд Роуэл Толкин, относился к сказкам коллеги весьма скептически. Он был убежден, что тот смешал во что-то неудобоваримое и невообразимое языческую мифологию, христианские сюжеты и смыслы. Детям же истории о сказочной стране Нарнии полюбились, как только она был опубликована – их читали, перечитывали и писали-писали-писали автору письма с благодарностями и вопросами. И профессор старался ответить всем аккуратно, тонко, изящно, к каждому с великой христианской любовью, почтением и смирением.
О причинах, побудивших написать «Хроники Нарнии», их автор писал так: «В детстве мне казалось, что о вере можно говорить лишь вполголоса, как в больнице. Что, если перенести все это в волшебную страну, – подумал я, – где нет ни витражей, ни воскресных школ, может, тогда ребенок впервые увидит веру во всей ее мощи и устоит? И я понял, что да». Все литературоведы, критики, богословы сходятся в едином мнении – аллегорический образ Христа в «Хрониках Нарнии» – Великий Лев Аслан.
Он появляется, когда хочет, но всегда в самый важный момент. Он помогает героям понять, что к чему, и принять решение. Он – творец и основа Нарнии, именно им она живет и дышит. Подробный разбор этой сказки, с которой я как врач-психотерапевт убежден – ОБЯЗАНЫ познакомить своих чад здравомыслящие и ответственные родители, здесь.
«Одержимый страстью больше верит в зло, чем в добро», – писал о нем христианский апологет, классик мировой литературы, блестящий юморист, парадоксалист, полемист, журналист, известный, прежде всего, по рассказам об отце Брауне, Гилберт Кит Честертон. Наверное, именно поэтому умеющие комфортно устроиться в мире взрослые считают добро бесполезной романтикой и даже опасной для своего комфорта, своих гедонистических установок, потому никогда не читают сказок. Даже своим детяи. Но ведь нигде больше, чем в них, в кладезе народных смыслов, не сказано о том, как безценно для Бога, для фундаментальных основ любого вероисповедания сотворение нами добра во благо любого, даже абсолютно незнакомого человека, нуждающегося в помощи и поддержке.
Профессор Льюис выступал перед многомиллионной аудиторией на британском радио в трудные для англичан годы. Он утверждал и легко доказывал, что если человек не может изложить свое понимание Истины на простом языке для простых людей, то он и сам ничего не понимает и не поймет. Выступления богослова легли в основу книги «Просто христианство», где он увлекательно свидетельствует о самых Высоких материях. Читается на одном дыхании.
Удивительные по своей глубине и в то же время простоте сказки Клайва Льюиса – это возможность для читателей узнать истину через прикосновение к красоте, когда в прекрасном мы узнаем важнейшее, сокровенное. Одни только его знаменитые «Письма Баламута», бесика-искусителя одного конкретного индивидуума чего стоят! Книги, легко и изящно, с искрой отвечающей на главные вопросы людей нашей эпохи; книги, ставшей неотъемлемой частью Золотого фонда мирового наследия христианской культуры. Именно она принесла автору писательскую славу и международное признание. Так, американский журнал «Time» поместил на свою обложку совместный портрет автора и его лукавого героя, искусителя рода человеческого.
В годы Первой Мировой войны Клайв Льюис записывается в ополчение и отправляется воевать на территории Франции. Война представлялась писателю одним из этапов вечной борьбы между Добром и Злом. В качестве проповедника Льюиса – профессора английской литературы, прекрасно владеющего словом — приглашают вести передачи на радио и выступать перед британскими солдатами, чтобы поднимать их боевой дух. Во время этих выступлений у Льюиса возник замысел рассказать о вере и религиозных истинах в необычной, «перевернутой» форме – от лица беса-искусителя. Так, в 1941 году писатель создает ряд необычных проповедей в форме писем «От беса к бесу», которые публикует английская газета «The Manchester Guardian». Позднее писатель дает адресанту писем забавное имя Баламут, и уже в 1942 году разрозненные письма были собраны в книгу под названием «Письма Баламута».
Они появляются в печати в разгар Второй Мировой войны. В жизни их автора эта война тоже была второй; на первой его ранило, он потерял друзей, словом, он знал, что это такое, не из чужих историй. И в переписке двух лукавых бесиков военная тематика возникает с закономерной неизбежностью. Далее фрагмент обзора книги: «Когда начинается война, бесы бывают счастливы. Ужас войны, её крайняя жестокость, неимоверные страдания безвинных людей забавляют детей дьявола и доставляют им удовольствие. Но главное – не в этом. По прямолинейной безбожной логике, война должна привести человека в отчаяние и совершенно уничтожить в нём веру в доброго Творца. Адский дядюшка (Баламут), однако, сразу предупреждает племянника (Гнусика) о том, что не следует возлагать на войну слишком большие надежды: “Своим земным последователям Враг ясно показал, что страдание – неотъемлемая часть того, что Он называет Искуплением. Так что вера, разрушенная войной, даже не стоит наших усилий…”. Чуть выше он же говорит о том, что за время войны «тысячи обратятся к Врагу, а десятки тысяч, так далеко не зашедших, станут заниматься не собой, а теми ценностями и делами, которые они сочтут выше своих собственных». Читая это, нельзя не вспомнить молодых русских безбожников, выстлавших своими телами дорогу от Москвы до Берлина… И не доставшихся дьяволу!». Из статьи Марины Бирюковой «Осознайте: вы – подопечный Гнуса». В свете проводимой второй год Россией в рамках специальной военной операции денацификации и демилитаризации Украины эта книга у нас должна обрести особое внимание читателя.
Подробнее об истории создания и выхода в свет этого уникального по своему стилю повествования и содержанию произведения здесь.
В широко известном и популярно учебном пособии по апологетике его автор, профессор богословия Алексей Ильич Осипов отмечает: «Из наиболее известных русскому читателю трудов западных апологетов XX века следует назвать американского православного подвижника иеромонаха Серафима (Роуза) и англиканского богослова Клайва С. Льюиса, книги которых быстро приобрели широкую популярность в России». И это действительно заслуженная оценка трудов мастера.
Завершая свой краткий обзор, смею напомнить читателям, что если вы видите на книжной полке или в электронном каталоге издательства в разделе «Христианская литература» зарубежного автора, совсем необязательно, что это окажется не вполне адекватный неопротестантский пастор-«евангелист» или союзник признанного в России экстремистским ЛГБТ-движения из числа приверженцев англиканской церкви или какого иного сотого-пятисотого ответвления, берущего начало от реформации Лютера и последующих ее многократных мутаций. Обращайте внимание на истинные сокровища христианской литературы, которые помогут вам и вашей семье освоить глубинные, сакральные смыслы, которые позволят оздоровить ваш семейный уклад и на годы вперед обеспечить духовный иммунитет от все более токсичных информационных, психологических и духовных вирусов современной, растлеваемой со всех сторон, цивилизации.
Николай Владимирович Каклюгин, врач-психотерапевт, кандидат медицинских наук, администратор Telegram-канала «Помощь нашей армии», руководитель проекта «Попечение», член Координационного (Наблюдательного) совета Ассоциации патриотических сил юга России
Републикация на «Русской народной линии»
В ВК-группе «Попечение»
В социальной сети «Одноклассники»
Версия для Telegram
В «Инстаграм» (запрещен в РФ)
Тэги: апологетика, клайвльюис, клайвстейплзльюис, письмабаламута, христианскоебогословие, хроникинарнии