Главная / Статьи / Специалистам / Заключенные / «Чтобы другим неповадно было…»

«Чтобы другим неповадно было…»

30.04.2024

Выход через Совет Федерации в попытке привлечь к ответственности тюремных палачей …

«Вы – изъян в общем порядке, Уинстон. Вы – пятно, которое надо стереть»

(Джордж Оруэлл «1984»)

О пытках в российской системе исполнения наказаний, наделенной полномочиями федеральной службы, ФСИН России, не слышал разве только человек с нарушениями слуха, не видел ничего в новостной ленте об этом лишь слепой. Выпускал не так давно, в марте небольшой очерк с описанием этой по-прежнему не просто суровой, но и запредельно жестокой реальности наших дней на примере Ростова-на-Дону. В муках и безысходности, привязанные насильно к кроватях, не имея психиатрических диагнозов, заключенные погибали прямо на голых металлических пружинах в межобластной туберкулезной больнице № 19, иначе ее именуют областная тюремная больница МОТБ-19, как минимум, с 2018-го по 2021-й годы. Как правило, туда из исправительных колоний и следственных изоляторов Ростовской области этапировали тех, кто конфликтовал с сотрудниками ФСИН России. Привозили и расправлялись жесточайшим образом. Автору повезло – выжил, не тронули. Хотя все приготовили для расправы. Ярлык суицидника в материалах дела уже был закреплен, веревка на решетке окна палаты была приготовлена. Отдельно об этом моменте здесь.

Фильм Андрея Карулова «Расправа» о попытке ликвидации Николая Каклюгина в тюремной больнице МОТБ-19

Бог миловал. Но так случилось не со всеми.

Стоит напомнить, что как минимум 21 пациент психоневрологического отделения ростовской тюремной больницы МОТБ-19 скончался, пока там действовала система связываний и сильнодействующие препараты применяли по приказу оперотдела, а не по назначению врачей. Самому молодому погибшему было 38 лет, а хронических заболеваний у него не было – материалы уголовного дела о «пыточной» изучала специальный корреспондент Городских порталов Ирина Бабичева.

На недавнем судебном разбирательстве в одном из районных судов донской столицы разбирались преступные деяния, повлекшие за собой смерть двух и более лиц, совершенные должностными лицами МОТБ-19 только в 2020 году. Остальные года, как обещало следствие, еще предстоит представить в суд после проведения соответствующих процессуальных действий. Преднамеренное убийство или убийство по неосторожности сотрудниками учреждения доказаны не были. 30 января 2024 года Октябрьский районный суд Ростова вынес приговор заместителю начальника МОТБ-19 Александру Ляху, начальнику психоневрологического отделения Дарье Поздняковой и врачу-психиатру отделения Анастасии Поторочиной. Их обвинили в превышении должностных полномочий. Как сообщали областные СМИ, Лях давал указания Поторочиной приковывать пациентов к кроватям. Она вызывала санитаров, которые и выполняли поручения. Заключенных привязывали к койкам на несколько недель. Позднякова, в свою очередь, подделывала документы о том, как долго больные находились в фиксированном положении. Суд приговорил Александра Ляха к семи с половиной годам колонии общего режима, а также лишил его специального звания полковника внутренней службы. Дарья Позднякова получила шесть лет лишения свободы в колонии общего режима, а Анастасии Поторочина – пять лет. Женщинам на три года запретили заниматься врачебной деятельностью. То есть, в медицину они даже еще смогут вернуться?!.. Быть пациентом палача, отсидевшего за это срок – так себе удовольствие. Могут скрыть судимость и устроиться в частную медицинскую компанию, например. Десятки искалеченных судеб, смерти и горе родных и близких – это все для исполнителей заказа пока не установленных следствием лиц, видимо, несущественно. Да и не факт, что заказчики всех этих злодеяний будут установлены.

Вопросов по-прежнему гораздо больше, чем ответов. Ни один руководитель главка, ГУ ФСИН России по Ростовской области, управляющий в те годы в том числе тюремной медициной региона, не предстал перед судом. Вроде бы как все происходило без их участия – никто из них ничего о происходящем ГОДАМИ в МОТБ-19 смертоубийстве арестантов не знал? Очень странно. Удивительное – рядом! Вышло абсолютно «сухим из воды» и самое главное должностное лицо, по закону обязанное отвечать за все, что происходило в тюремной больнице – начальник МСЧ-61 ФСИН России Александр Пачганов. Пока ему удивительным образом удается избежать юридического статуса не только обвиняемого, но даже подозреваемого. Кто-то очень здорово его «крышует», судя по всему происходящему, точнее – НЕпроисходящему с ним.

Часть имеющихся у общественников, правозащитников и родственников пострадавших от тюремного произвола вопросов представлена в видеоролике по ссылке.

Записывали прямо по выходу из зала судебных заседаний после вынесения приговора Ляху, Поздняковой и Поторочиной. Автор тоже был там и пытался разглядеть в лицах тюремных палачей, особенно среди своих коллег-врачей, хотя бы нотку сострадания, раскаяния. Не удалось. Каменные лица, ровные спины – иллюзия полной невиновности и ошибки правосудия.

Тем временем бывший заместитель начальника МОТБ-19 по безопасности Александр Лях и осужденные вместе с ним врачи учреждения потребовали отменить вынесенный им приговор по делу о пытках пациентов. Все трое настаивают на своей невиновности, называя показания многочисленных пациентов и своих коллег ложными. В настоящее время их жалобы рассматриваются в суде апелляционной инстанции, судебный процесс в разгаре.

Федеральная служба исполнения наказаний также обжаловала решение Октябрьского районного суда, признавшего, что в ростовской тюремной больнице МОТБ-19 систематически истязали заключенных. Помимо приговоров начальнику оперативного отдела больницы и двум психиатрам, суд обязал ФСИН выплатить компенсации пострадавшим. А вот этого делать службисты ох как не желают!!! «Установлено, что действиями Ляха, Поздняковой, Поторочиной осужденному <…> причинен физический и моральный вред, который выражается в нравственных страданиях, постоянной тревоге, беспокойстве о личной безопасности и чувстве унижения», – признают представители ведомства в апелляционной жалобе, копия которой есть в распоряжении редакции областного интернет-издания «161.RU». При этом во ФСИН считают недоказанным, что сотрудники МОТБ-19 действовали «по заданию соответствующего юридического лица» – то есть, службы исполнения наказаний. «Материалы уголовного дела свидетельствуют о наличии вины в действиях самого работника, но не иных лиц, имеющих право давать обязательные для него указания. <…> У ответчика не возникает обязанности по возмещению вреда, причиненного его работником при совершении им уголовного преступления», – уверены во ФСИН. Представитель ведомства потребовал в полном объеме отказать в возмещении ущерба. Подробности.

Однако может получиться так, что и в жалобе ФСИНовских вертухаев судом будет отказано, и новые, более высокопоставленные должностные лица из руководящего аппарата ГУ ФСИН России по Ростовской области, окажутся на скамье подсудимых. Пока этому активно препятствует следственный отдел по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону СУ СК России по Ростовской области при имитации контроля за ходом доследственной проверки управляющим звеном Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ростовской области. В целях недопущения дальнейшего пособничества вышеуказанных должностных лиц автором, лично чудом выжившим в условиях незаконного помещения в то самое смертоносное психоневрологическое отделение МОТБ-19, направлено обращение в Совет Федерации, к одному из наиболее активных и стойких в борьбе с всяческими негативными социальными явлениями в современной России сенатору.

Пришло время разместить его в открытом доступе. Чем шире огласка, общественный резонанс, тем выше шанс, что круговая порука рассыплется в фокусе пристального внимания неравнодушных граждан, правозащитников, правоохранителей, депутатов различных уровней.

* * *

Члену Комитета Совета Федерации ФС РФ

по обороне и безопасности

сенатору М.Н. Павловой

Каклюгина Николая Владимировича

[контактные данные]

Уважаемая Маргарита Николаевна!

Прошу Вас направить мою жалобу на вынесение многократно неправомерно постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел в отношении должностных лиц ГУ ФСИН России по Ростовской области, указанных мной в заявлении № 913 пр-22 от 24.10.2022 г., и иных, пока неустановленных лиц из числа сотрудников правоохранительных органов Ростовской области, медицинского персонала и оперативных сотрудников ФК ЛПУ МОТБ-19 ГУ ФСИН России по Ростовской области (далее – МОТБ-19), выносимых следователем следственного отдела по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону СУ СК России по Ростовской области Д.М. Денисовым при полном попустительстве начальника следственного отдела, а также на отсутствие должного контроля за ходом доследственной проверки со стороны руководства СУ СК России по Ростовской области.

Указанные в моей жалобе должностные лица ГУ ФСИН России по Ростовской области причастны к незаконному помещению меня в психоневрологическое отделение МОТБ-19 с 29.04.2019 г. по 16.05.2019 г., подделке медицинской документации, связанной с данным эпизодом, и лжесвидетельству при даче показаний следователям в рамках проводимой по моему заявлению доследственной проверки. Они обязаны оказаться на скамье подсудимых, как бы кто ни покрывал их в следственных органах Ростовской области и в центральном аппарате ФСИН России.

Если не мы, граждане России с активной гражданской позицией, голос совести нашего народа вместе с делегированной народом законодательной и исполнительной властью, то кто еще способен остановить безнаказанное торжество преступных элементов в системе ФСИН России и покрывающих их правонарушения следователей? В этом наш всеобщий долг служения нашему Отечеству, нашему народу.

Ведь такая преступная, остающаяся до настоящего времени неподсудной, деятельность наносит непоправимый урон обороноспособности и безопасности страны. Помимо этого, нанося серьезный репутационный ущерб Российской Федерации на международной политической арене.

С июня 2022 года я с группой единомышленников, соратников активно помогаем фронту в рамках проведения нашими вооруженными силами специальной военной операции (СВО) на Украине. За поддержку одного из отрядов Минобороны РФ удостоен благодарностью от командира соответствующей воинской части, к которой он приписан отряд. См. ниже.

Продолжим помогать фронту и дальше до Победы, которая неминуема. Однако, наблюдая как позволяют себя вести люди в погонах ФСИН России и Следственного комитета Российской Федерации в Ростовской области, невольно возникает вопрос – а возможна ли по-настоящему полная победа и зачистка от нацистской идеологии, пока «оборотни в погонах» продолжат править бал в этом регионе, пытая и убивая, помещая в невыносимые условия психиатрии в тюремной больнице неугодных им по разным причинам лиц?! Есть ли у таковых вообще понятия чести, совести? Мне стыдно за них и убежден, что им не место в рядах правоохранительных и пенитенциарных структур. Офицерского мундира и погон они однозначно недостойны. А в некоторых случаях, как в моей истории с МОТБ-19 им единственное место – это в местах лишения свободы. Чтобы другим подобным им нечистым на руку и сердце впредь неповадно было.

Дополнительно сообщаю, что, согласно открытым источникам в интернете, 8 декабря 2022 года в Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону из следственных органов передано дело о пытках в МОТБ-19. В деле три фигуранта. Их обвиняют в превышении должностных полномочий с применением насилия и причинением тяжких последствий. Уголовное дело о пытках в МОТБ-19 возбудили в ноябре 2021 года. В деле более 60 потерпевших – осужденные заявили, что их привязывали к кроватям на длительное время, что в итоге приводило к инвалидизации, а в некоторых случаях и к летальному исходу. По версии следствия, начальник психоневрологического отделения превысил свои должностные полномочия. Организатором преступной группы считается заместитель начальника МОТБ-19 по безопасности Александр Лях. Его соучастниками, по версии следствия, стали Дарья Позднякова и Анастасия Поторочина. Как сообщают СМИ, заведующая психоневрологическим отделением Позднякова вносила в больничные учетные карточки ложные сведения о том, как долго пациентов держали на вязках. А врач-психиатр Поторочина отдавала приказы санитарам. Неужели это неизвестно следователю Денисову Д.М., многократно отказывающему мне в возбуждении уголовных дел по указанным мной в заявлении сотрудникам и администрации того же учреждения?! Почему они не допрошены им в рамках проводимой доследственной проверки?!

Дела по двум скончавшимся в результате пыток заключенным выделили в отдельные производства. Один из заключенных, согласно официальной версии, погиб от кровоизлияния в спинной мозг от удара. Судебно-медицинская патологоанатомическая экспертиза подтвердила, что причина гибели – удар между лопаток ногой или тяжелым предметом в кабинете Поздняковой. Материал отдельно выделили в отношении одного из санитаров МОТБ-19 из-за умышленного причинения им вреда заключенному, повлекшему смерть. Другой потерпевший, у которого из-за пребывания на вязках начался некроз, погиб после операции – произошло заражение крови, сепсис.

В отношении экс-начальника МОТБ-19 Мкртчян Т.Р. уже возбуждено одно уголовное дело с обвинением его в преступной халатности, повлекшей смерть заключенного [прим. авт. – уже вынесен судебный приговор] При этом не может не удивлять тот факт, что он смог в 2022 году уйти на пенсию с должности более статусной в системе ФСИН, чем предыдущая, о чем сообщали ростовские областные СМИ. Следователь Д.М. Денисов проигнорировал и этот факт, требующий особо пристального внимания к моему заявлению.

В связи со сложностью дела, большим числом должностных лиц МОТБ-19, МСЧ-61 ФСИН России, следственного отдела по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону СУ СК России по Ростовской области и, возможно, аппарата СУ СК России по Ростовской области, причастных к покрывательству совершаемых не один год в МОТБ-19 преступлений различной степени тяжести, совершаемых в отношении заключенных, прошу Вас в своем запросе на имя председателя Следственного комитета Российской Федерации А.И. Бастрыкина и Генерального прокурора Российской Федерации И.В. Краснова указать на обязательную необходимость личного контроля за ходом проведения доследственной проверки по моему заявлению № 913 пр-22 от 24.10.2022 г. центральным аппаратом СК РФ и Генеральной прокуратуры РФ. Другие варианты довести это дело до возбуждения реальных уголовных дел, как показал мой личный опыт многолетних попыток привлечения к уголовной ответственности указанных в жалобе должностных лиц, следствием так и не установленных, отсутствуют.

Приложение: Жалоба на незаконные постановления об отказе в возбуждении уголовного дела сотрудников следственного отдела по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону СУ СК России по Ростовской области и отсутствии должного контроля за ходом доследственной проверки руководством СУ СК России по Ростовской области с 16 (шестнадцатью) приложениями на 45 листах в 2-х (двух) экземплярах: на имя Генерального прокурора РФ И.В. Краснова и председателю Следственного комитета РФ А.И. Бастрыкину. Итого 90 листов.

27.12.2023 г., Каклюгин Н.В.

* * *

Вышеприведенное обращение было написано и направлено адресату еще в конце 2023 года. Решение по его отправке Генеральному прокурору Российской Федерации с просьбой взять ход проверки по нему на личный контроль сенатор Маргарита Павлова принимала не сразу – советовалась с юристами. Те после обсуждений дали добро и только тогда оно ушло туда, где велик шанс самого тщательного разбора всех доводов. Они изложены в материале «Непрощённые, или Вороньё над Россией».

Из Генеральной прокуратуры в адрес автора уже поступила реакция, что и послужило поводом для публикации основного текста обращения. Приведена ниже.

«Исполнение поручения контролируется», – в данном документе этот завершающий момент, безусловно, радует. Правда сколько я их уже видел – этих «проконтролированных» поручений. Слава Богу, что вернулся из мест заключения живой! Чудом, иначе не скажешь. Но сколько, друзья, покалеченных там увидел! И сколько-то из них уже не увидело чудесного мига освобождения. А те, кто причастны к тем зверствам, абсолютно спокойно живут, здравствуют и попивают чаек на «заслуженной» пенсии где-нибудь на одной из многих своих дачек-фазенд. Другие же, идя по их «нераскаянным» стопам, продолжат творить тот же беспредел, что вершили их старшие, «уважаемые» чиновники ФСИН России. Не все понимают, какой справедливости мы, побывавшие там и выжившие, добиваемся. «Бог им судья!», – порой говорят. Да нет, а как смотреть в глаза близких родных заключенных, замученных в неволе?! Ведь могли же пресечь, написать «куда следует», доказать, наказать, предотвратить новые преступления! Если могли, да не сделали – для меня это куда более тяжкий грех, чем отпустить все на Высший суд.

Об этом есть выше в обращении к сенатору Маргарите Павловой. Завершая, повторюсь: «Есть ли у таковых вообще понятия чести, совести? Мне стыдно за них и убежден, что им не место в рядах правоохранительных и пенитенциарных структур. Офицерского мундира и погон они однозначно недостойны. А в некоторых случаях, как в моей истории с МОТБ-19 им единственное место – это в местах лишения свободы. Чтобы другим подобным им нечистым на руку и сердце впредь неповадно было».

Чем бы ни завершилась эта очередная попытка привлечь за свои злые деяния против человечности тюремных палачей, буду знать, что не остался в стороне и попытался вновь. «Когда Человек – как роман – до самой последней страницы не знаешь, чем кончится. Иначе не стоило бы и читать». Такая фраза есть в знаковом романе, с которого официально отсчитывают само существование жанра «антиутопия», в романе Евгения Замятина «Мы» (1920). Когда вспоминаю тот свой театр абсурда, творящийся на моем судилище в Пролетарском районном суде Ростова-на-Дону, свидетеля обвинения под наркотиками, сектантку с группой сопровождения, все свои протестные голодовки, ходьбу по краю, горячие келейные молитвы в своей камере-одиночке длиной в полтора года, любезно приготовленную для меня в явно не моей психиатрической палате веревку, лица, еще горящие надеждой на законное освобождение по суду или здоровью глаза арестантов, а после – когда снова и снова ничего не вышло, их потухшие, резко постаревшие блеклые глаза – мне на ум приходят в первую очередь эти два романа: первый, с которого начал цитатой, Джорджа Оруэлла, «1984», и «Мы» Евгения Замятина. Непременно ознакомьтесь или снова перечитайте, кто уже знаком с ними. Мысли самого серьезного Великопостного характера обязательно вспыхнут в вашем сознании.

Страстная седмица, или Страстная неделя, как известно, это последняя неделя перед Пасхой, посвященная воспоминаниям о последних днях земной жизни Спасителя, о Его страданиях, распятии, крестной смерти, погребении. Для меня это еще и воспоминание о страданиях невинно убиенных и замученных в лагерях и тюрьмах Советского Союза и всего постсоветского пространства, так и не сумевшего избавиться от наследия «красных карателей», что бы не вещали нам федеральные теле- и радиоканалы, официальные СМИ. Поэтому и решил поделиться с вами этой информацией именно сейчас. Если кто смог прочитать до конца, значит, в его душе теплится живой огонек неравнодушия к жизни и судьбе рядом живущего, порой страдающего за Правду. Поддержите такого, не оставляйте бороться за Нее в одиночестве.

Николай Владимирович Каклюгин, врач-психотерапевт, кандидат медицинских наук, руководитель проекта «Попечение», администратор Telegram-канала «Помощь нашей армии», член Координационного (Наблюдательного) совета Ассоциации патриотических сил юга России

В Группе поддержки Николая Каклюгина в ВК

В социальной сети «Одноклассники»

В Telegram

В «Инстаграм» (запрещен в РФ)

Тэги: , , , , ,

Вернутся к категории Заключенные