Мы, христиане – люди Нового Завета
Протоиерей Александр Шаргунов о сути христианской веры …
Этот Завет – абсолютен, потому что после него невозможно даже помыслить о каком-либо новом этапе, еще более углубляющем это соединение Бога и людей. В таинстве, которое Господь совершает в Сионской горнице, этот Завет становится евхаристическим. «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6: 54), – говорит Господь. Апостол Павел выразит это другими словами: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2: 20). Христианская вера – это Евхаристия.
Само это слово Евхаристия – благодарение – выявляет прежде всего глубину нашего участия в Таинстве. Помним ли мы, каким было наше первое и каким было наше последнее причастие? Общепринятое мнение, что главное отличие христиан от других людей – это участие в таинствах. Настоящий христианин – тот, кто регулярно исповедуется и причащается. Кто будет спорить с таким определением?
Причастие – в центре нашей веры, подобно тому, как Великий Четверг – в центре Страстной седмицы и Светлой. Даром Евхаристии мы становимся участниками всех спасительных дел Христовых. Мы приобщаемся Его Кресту и Воскресению.
В нашей стране, с более чем тысячелетней историей христианства и небывалыми гонениями, с новыми попытками возрождения его, так что семьдесят процентов населения называет себя православными, как невелико число тех, кто причащается Святых Христовых Тайн! Это не может не вызывать у нас чувства тревоги за будущее православия. Хорошо говорить на всех перекрестках о возвращении к вере вчерашних безбожников, но, увы, это стремление к духовной жизни проявляется более в росте сект, в распространении разного рода эзотерических учений, нежели в переполненных людьми храмах.
Какие же выводы должны мы сделать из этого? Будем остерегаться обмануться в наших оценках. Если мы побеждаемся разочарованием и отчаянием, значит мы еще нуждаемся в том, чтобы идти по пути углубления нашей веры.
Хотелось бы выделить один весьма распространенный грех, в котором почти никто не сознает себя особенно виноватым. Мы говорим о грехе фарисеев, которые первыми наущали толпу убить Христа. Этот грех заключается в убеждении, что если мы соблюдаем все церковные установления, мы спасены. И, наоборот, в убеждении, что те, кто их не соблюдает, погибли. Этот грех заключается в абсолютизации всего внешнего. Этот грех начисто упраздняет учение Христа, Который ищет прежде всего обращения к Богу нашего сердца.
Что означает для нас совершение Евхаристии, Крови изливаемой, если мы ни за что не хотим пролить собственную кровь за наших ближних? Литургия имеет цену только тогда, когда она выражает наше реальное желание предать наше тело, самих себя для служения Христу и людям. Если будет среди нас много таких, кто готов поставить все на свое место, вне сомнения, наша вера, которой мы живем, вновь привлечет к себе других. Мы на самом деле будем причастны Телу и Крови Христовой, Его Кресту, о котором Он сказал: «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин. 12: 32).
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма Святителя Николая в Пыжах, член Союза писателей России.
16 апреля 2014 года
Впервые размещено в ВК-группе «Попечение»
Полностью проповедь
Тэги: александршаргунов, великийпост, вера, дух, ереси, исповедь, любовьхристова, православие, причастие, секты, таинствацеркви, церковь